Поиск

Александр Поповский: Поэзия защищает от прозы жизни

30.10.2012 11:04
Автор: Янис Грантс
Сегодняшний наш гость – поэт Александр Поповский. Он родился в 1962 году в посёлке Астрахановка Актюбинской области Казахстана. В разные годы работал электриком, контролёром, инженером ПТО, метрологом, учителем физкультуры, председателем спорткомитета, специалистом по связям с общественностью. Член Союза писателей России и Союза писателей XXI века. Автор четырёх книг и многих поэтических публикаций. Живёт в посёлке Первомайском Челябинской области.

Сегодняшний наш гость – поэт Александр Поповский. Он родился в 1962 году в посёлке Астрахановка Актюбинской области Казахстана. В разные годы работал электриком, контролёром, инженером ПТО, метрологом, учителем физкультуры, председателем спорткомитета, специалистом по связям с общественностью. Член Союза писателей России и Союза писателей XXI века. Автор четырёх книг и многих поэтических публикаций. Живёт  в посёлке Первомайском Челябинской области. С Александром Поповским встретился наш корреспондент Янис Грантс.

Вот с чего начну. Ты живёшь не просто в провинции, а в глубинке. Это преимущество или неудача? Надо ли поэту быть поближе к Москве? Вообще: удалённость от столицы занимает тебя хоть чуть-чуть или тебе не до этого?

Для поэта очень важно «живое» общение с собратьями по перу. Когда ты регулярно взаимодействуешь с литераторами, которые пишут лучше тебя, то это даёт свои положительные результаты. В этом плане провинциальному писателю, конечно же, сложнее. И у москвичей больше шансов «пристроить» свои произведения в столичных журналах и газетах, регулярно оббивая пороги редакций.
Но для меня провинция – не приговор, а среда, которая позволяет мне размеренно существовать. Глубинка не терзает меня ежесекундными изменениями и сумасшедшими темпами. На улице я постоянно вижу людей, которых знаю, поэтому чувствую себя достаточно комфортно.

Вот, значит, как...Ты, получается, осознаёшь, что кто-то пишет стихи лучше тебя? А разве не ты - лучший? Это как-то соотносится с утверждением, что у поэзии нет иерархии? А у тебя эта вертикаль есть?

Я человек вменяемый, поэтому осознаю тот факт, что поэтов, пишущих лучше меня, – очень много. Более того – в последнее время читаю в основном только те стихотворения, которые, по моему мнению, на голову выше моих. Хотя бывают и редкие исключения (как же без них!)
Иерархию, как таковую, я не выстраиваю, но существуют личностные предпочтения. Дайте мне десять книг, и я сделаю свой выбор. Но публично сравнивать поэтов не люблю.

А какая книга сейчас у тебя на столе? Или это несколько книг? Время для чтения приходится выкраивать или есть какой-то заведённый порядок?

Их несколько: "Избранное" Николая Годины, "Контрафакт" Виталия Кальпиди, "Оправдание жизни" Бориса Рыжего и, конечно, Антология современной уральской поэзии. Читаю я регулярно, но в очень маленьких объёмах. Иногда могу ограничиться одним стихотворением – для этого не нужно много времени. А когда по-настоящему мучает жажда – беру книгу и все важные дела откладываю. Несколько лет назад мне привезли из Екатеринбурга трехтомник Алексея Решетова. Не спал всю ночь – читал. Утром поехал на работу, но рабочий день прошёл так, как будто бы и не было бессонной ночи.

А семья – не запретная тема? Расскажи о родителях. Истоки писательства – в  родительской семье? Первое стихотворение каким годом датировано?

Мой отец – Сергей Николаевич, работал в школе учителем начальных классов, а мама – Вера Ивановна, в разные годы трудилась: на почте, в больнице и в колхозе. В молодости мои родители очень любили петь – ни одно маломальское семейное торжество не обходилось без русских и украинских народных песен. Возможно, это и есть истоки.
Первое стихотворение я написал в 10 лет.

А рождение стихотворения – тайна? Можешь поделиться, как приходят твои стихи?

Появляется какое-то странное ощущение внутреннего подъёма – что-то важное должно произойти. Самое интересное, что я не хватаюсь тут же за «перо», а всякий раз как бы с нуля «дохожу» до понимания – нужно писать. И тогда уж вся окружающая действительность с «кучей» важных дел отодвигается на второй план.
Утром обязательно перечитываю то, что «намудрил» накануне. И выношу вердикт – оставить, в переплавку, в корзину.

Ты активно печатаешься в журналах. И книгу вот выпустил недавно. Это какая-то продуманная политика? (Печататься, чтобы выживать в поэтической конкуренции, например – слышал я от одного собеседника). И о книге скажи несколько слов, пожалуйста.

Никакой продуманной политики нет.  И конкурирую я только с собой.
Теперь по поводу выхода моей новой книги «В шаге от райских ворот». Прошло пять лет с того момента, как я выпустил свой третий сборник «С.О.Н.» – наступила пора подвести очередные итоги. Частичную финансовую помощь изданию оказал Виктор Николаевич Пупышев, директор ООО «Рыбзавод «Океан» – больше желающих не нашлось. Мне пришлось влезать в долги. В выборе издательства я остановился на  московской Холдинговой компании «Вест-Консалтинг». И не пожалел – ребята работают оперативно,  качественно, делают хорошую рекламу автору и книге: напечатали мои стихи в журнале «Дети Ра»  под эгидой «Поэзия Союза писателей XXI века», в  октябрьском номере журнала «Зинзивер» (Санкт-Петербург) опубликовали рецензию.  
По версии московского еженедельника «Поэтоград» в конце августа сборник вошёл в тройку лучших  книг издательства.

Поздравляю. Вот ты уже в двух писательских союзах состоишь. Это – статус? Словом, зачем это нужно, почему это важно? А кружок литературный ты ведёшь?

  Спасибо, Янис. Ты прав, прежде всего, это – статус. Правда в настоящее время в современном обществе он мало котируется. Что ещё дают писательские союзы? В прошлом году в Москве в издательстве «У Никитинских ворот» вышла антология современной лирики «Бесконечный свет», где напечатали и мои стихи. А не состоял бы я в СП России, то вряд ли мог на что-то рассчитывать.
А Союз писателей XXI века – особая литературная империя, со своими журналами и газетами, которые выходят в Москве, Санкт-Петербурге, Болгарии, Германии. И авторам, состоящим в Союзе, гарантировано не менее двух публикаций в год.
Литературный кружок я не веду – никто и не предлагал. Правда, лет восемь, на общественных началах, руководил литературным объединением в посёлке, но это было давно.

Ты ведь зарабатываешь совсем в другой сфере (а кем и где ты трудишься?) И – как относятся самые близкие родные к поэту в семье? Расскажи вообще коротко о жене и детях.  Они тебя поддерживают? Знаю, что Никита тоже стихи пишет…  
   
Приходилось трудиться в разных сферах. В настоящее время работаю в школе учителем физического воспитания.
Семья принимает меня таким, каков я есть. Чтобы внести полную ясность в этот вопрос, приведу лишь один пример – на издание моего первого сборника жена Лена пожертвовала свои отпускные. Более того – мои домочадцы гордятся мною, радуются новым публикациям в журналах и газетах.
Никита также пытается «самовыражаться», но я в его палестины пока не лезу. Учится он в Челябинском педагогическом университете на втором курсе исторического факультета. А младшая дочь Даша – первоклассница. Лена, как и положено жене поэта, работает в библиотеке.

Видишь ли ты будущее поэзии – какие-то новые формы придут? А содержание: есть темы, которые ещё не освоены? Ждёт ли нас взрыв нового интереса к рифмованному слову?

Не сомневаюсь в том, что поиск новых форм и тем в поэзии будет продолжен. Но современные литературные изыски вряд ли вызовут  большой интерес в будущем.    

Ты пробуешь себя в других областях литературного творчества? Роман не собираешься написать?

В других областях литературы я себя не пробую – верен поэзии, которая, в меру своих возможностей, защищает меня от  прозы жизни.