Экономика
Утвержден прогноз экономического развития Челябинской области Утвержден прогноз экономического развития Челябинской области
Правительство Челябинской области утвердило прогноз экономического развития региона на три года. Прогноз предполагает стабилизацию ситуации в следующем году и последующий переход к умеренному росту. Об этом «ЧелябинскСегодня» сообщили в пресс-службе губернатора Челябинской области.
Проект бюджета Челябинской области на трехлетний период сформирован Проект бюджета Челябинской области на трехлетний период сформирован
Губернатор Челябинской области Борис Дубровский и члены регионального правительства одобрили проект бюджета области на трехлетний период. Об этом «ЧелябинскСегодня» 28 ноября сообщили в пресс-службе главы региона.
IT-предприниматель Игорь Туманов пошел на банкротство IT-предприниматель Игорь Туманов пошел на банкротство
Известный челябинский IT-предприниматель Игорь Туманов признан банкротом. 23 ноября его имущество было выставлено на торги. Среди прочего, на продажу выставлен пакет акций компании «Полюс доступа», деньги которой выделялись из венчурного фонда Челябинской области.
Борис Дубровский: Доходная часть местных бюджетов будет увеличена Борис Дубровский: Доходная часть местных бюджетов будет увеличена
Губернатор Челябинской области Борис Дубровский принял решение об укреплении доходной части местных бюджетов. Об этом «ЧелябинскСегодня» сообщили 25 ноября в пресс-службе главы региона.

Во сколько обошлась "Дорожная революция"?

09:42
30 Августа 2010 г.
С ее плодами и издержками многие челябинцы сталкиваются сегодня, едва выйдя на улицу. А наиболее дотошные задаются вопросами об эффективности немалых затрат. И, как выясняется, не зря. В распоряжении нашей редакции оказалась экспертная записка, из которой следует, что на дорожном ремонте в прошедшие годы...
Во сколько обошлась "Дорожная революция"?

С ее плодами и издержками многие челябинцы сталкиваются сегодня, едва выйдя на улицу. А наиболее дотошные задаются вопросами об эффективности немалых затрат. И, как выясняется, не зря. В распоряжении нашей редакции оказалась экспертная записка, из которой следует, что на дорожном ремонте в прошедшие годы, оказывается, уже «освоено» гораздо больше бюджетных денег, чем в ходе нынешней «Дорожной революции». Однако результаты мало кто заметил и никто не удосужился подсчитать. 

        Как следует из оценки аналитическим центром «Стратегии и Мониторинг» эффективности инвестиций в дорожную инфраструктуру Челябинской области, вопреки сложившемуся мнению, резкого увеличения объема вложений в этом году по сравнению с «докризисным» периодом, не произошло. Наоборот – денег раньше тратилось значительно больше, а вот результат никто так и не удосужился проверить и проанализировать. Это должно послужить уроком.

       Руководитель Центра «СиМ», экономист Сергей Гордеев приводит удивительные цифры. Оказывается, что в 2008 году только из одного источника финансирования - областного бюджета было выделено на эти цели около 6 миллиардов рублей. Плюс по межбюджетным трансфертам муниципальным образованиям было выделено еще около трех миллиардов. Всего – порядка 9 млрд. рублей! А еще были деньги из федерального бюджета. Огромные деньги! Напомним, что сегодня весь Челябинск перекопан за сумму в полтора миллиарда рублей.

    - Однако заметных перемен в дорожной инфраструктуре области в 2008 году не произошло, серьезные работы производились в основном на центральных магистралях Челябинска – говорит Гордеев. - Объективная оценка экономической эффективности инвестиций в дорожное строительство в масштабах области за предшествующие годы вообще не представлялась и в областном правительстве не рассматривалась. Понятно почему - ведь результативность использования столь серьезных вложений в период до 2009 года вызывает обоснованные сомнения. 

        Проще говоря, девять миллиардов бюджетных рублей были «закопаны в землю» без видимого результата и это мало кого заинтересовало тогда в правительстве области.

         Масштаб проблемы познается в сравнении. Те работы, которые ведутся на дорогах Челябинска и области сейчас, включают гораздо больший перечень объектов, взаимосвязанных между собой - магистрали, улицы, отдельные точки и перекрестки. При этом cумма, выделенная в бюджете 2010 года на дорожное хозяйство с которой началась “дорожная революция” немногим превышает 2,5 млрд.руб. и еще 1,3 млрд.руб. было выделено муниципальным образованиям.

           То есть вложения области уменьшились в этом году более чем в два раза. Хотя на эти цели поступают федеральные средства, но даже с их учетом объем финансирования существенно ниже докризисного. Однако направленность финансирования имеет уже  четкую ориентацию.

         По характеру выполняемых работ “дорожная революция” предполагает прежде всего проведение неотложных  работ «расшивке» особо критичных мест» в транспортной инфраструктуре. «В целом термин «дорожная революция» не отражает полной мере возможных перемен при продолжении и эффективном завершении работ по дорожному строительству и последующих за ними преобразований в экономике и социальной сфере. Речь идет о создании конкурентных преимуществ для региона в целом – пишут эксперты Центра «СиМ». «Де факто» успешное выполнение «дорожной революции» становится одним из условий эффективного развития Челябинской области на перспективу». 

       Вместе с тем эксперты отмечают, что «до сих пор экономически обоснованной концепции эффективной “дорожной революции” Министерством экономического развития Челябинской области не представлено. Также нет сведений,  что работы в этом направлении ведутся и будут представлены на экспертизу». 

        А между тем разработка отдельных элементов программы модернизации транспортной инфраструктуры области в виде модернизации аэропорта была начата еще в 1995 году. Однако эти проекты были приостановлены более чем на 14 лет, но никаких других предложений чиновниками представлено не было.

           Таким образом, острая необходимость в проведении серьезных работ по реконструкции дорожной сети возникла у нас не менее 10 лет назад. Масштабная и оперативно проводимая “дорожная революция” в 2010 году стала вынужденной и необходимой для развития области мерой. Плохо то, что при этом важнейший из инвестиционных проектов области оказался без должного экономического обоснования.         

      - Необходимо учитывать, что в сложных и масштабных проектах эффект от изменения пропускной способности существующей магистрали  или строительства новой магистрали или развязки, сказывается в виде изменения множества факторов в самых различных сферах жизни – говорит Гордеев.

         Можно подсчитать возможные потери, например при выводе активов и постепенном  перемещении производств в другие регионы в том случае, если транспортные проблемы области не решаются. Такие потери носят вероятностный характер, но по размерам они могут в тысячи раз превосходить «точно считаемые» сегодняшние затраты. Кроме того, серьезный эффект может наблюдаться в виде налогов, прибыли предприятий, доходов населения.

          Еще более сложно учесть косвенные эффекты. Например то, что за счет роста скорости передвижения и эффективности перевозок сокращаются затраты на содержание общественного транспорта. В данном случае наблюдается еще и социальный эффект - увеличивается свободное время горожан при сокращении времени пребывания в транспорте.  А это уже - повышение качества жизни. 

         Еще один важный вывод экспертов Центра «СиМ»: для повышения эффективности “дорожной революции” важно учесть возможности новых подходов к решению крупных социальных задач.

          Например, за счет улучшения транспортной  доступности (или иначе - сокращения времени переезда) появляется возможность решать проблему занятости комплексно в рамках нескольких городов или оптимизировать систему здравоохранения.

          Так, переток рабочей силы уже достаточно развит между го Челябинском и Копейском, подобный вариант может быть особо интересен для близко расположенных населенных пунктов, особенно - в Горнозаводской зоне. В этом случае cокращение времени переезда упрощает населению доступ в специализированные медицинские центры и повышает качество медицинского обслуживания. Часть этих задач будет решаться почти автоматически например в Челябинске после снятия определенной изолированности Металлургического района.

         В любом случае, предварительные оценки перемен в транспортной инфраструктуре области и их влияния на активность и уровень жизни населения, позволяют сделать вывод, что эффективность инвестиций в 2010 году будет существенно выше, чем в предшествующие годы. То есть за меньшие деньги можно ожидать значительно больший результат. Какой именно – покажет время и новые исследования.



Разместить рекламу и объявление в газетах Челябинскa

Комментарии

Оставить комментарий
CAPTCHA