Поиск

Во сколько обошлась "Дорожная революция"?

30.08.2010 09:42
Автор: Дмитрий Варфоломеев
С ее плодами и издержками многие челябинцы сталкиваются сегодня, едва выйдя на улицу. А наиболее дотошные задаются вопросами об эффективности немалых затрат. И, как выясняется, не зря. В распоряжении нашей редакции оказалась экспертная записка, из которой следует, что на дорожном ремонте в прошедшие годы...
Во сколько обошлась "Дорожная революция"?*
не наше

С ее плодами и издержками многие челябинцы сталкиваются сегодня, едва выйдя на улицу. А наиболее дотошные задаются вопросами об эффективности немалых затрат. И, как выясняется, не зря. В распоряжении нашей редакции оказалась экспертная записка, из которой следует, что на дорожном ремонте в прошедшие годы, оказывается, уже «освоено» гораздо больше бюджетных денег, чем в ходе нынешней «Дорожной революции». Однако результаты мало кто заметил и никто не удосужился подсчитать. 

        Как следует из оценки аналитическим центром «Стратегии и Мониторинг» эффективности инвестиций в дорожную инфраструктуру Челябинской области, вопреки сложившемуся мнению, резкого увеличения объема вложений в этом году по сравнению с «докризисным» периодом, не произошло. Наоборот – денег раньше тратилось значительно больше, а вот результат никто так и не удосужился проверить и проанализировать. Это должно послужить уроком.

       Руководитель Центра «СиМ», экономист Сергей Гордеев приводит удивительные цифры. Оказывается, что в 2008 году только из одного источника финансирования - областного бюджета было выделено на эти цели около 6 миллиардов рублей. Плюс по межбюджетным трансфертам муниципальным образованиям было выделено еще около трех миллиардов. Всего – порядка 9 млрд. рублей! А еще были деньги из федерального бюджета. Огромные деньги! Напомним, что сегодня весь Челябинск перекопан за сумму в полтора миллиарда рублей.

    - Однако заметных перемен в дорожной инфраструктуре области в 2008 году не произошло, серьезные работы производились в основном на центральных магистралях Челябинска – говорит Гордеев. - Объективная оценка экономической эффективности инвестиций в дорожное строительство в масштабах области за предшествующие годы вообще не представлялась и в областном правительстве не рассматривалась. Понятно почему - ведь результативность использования столь серьезных вложений в период до 2009 года вызывает обоснованные сомнения. 

        Проще говоря, девять миллиардов бюджетных рублей были «закопаны в землю» без видимого результата и это мало кого заинтересовало тогда в правительстве области.

         Масштаб проблемы познается в сравнении. Те работы, которые ведутся на дорогах Челябинска и области сейчас, включают гораздо больший перечень объектов, взаимосвязанных между собой - магистрали, улицы, отдельные точки и перекрестки. При этом cумма, выделенная в бюджете 2010 года на дорожное хозяйство с которой началась “дорожная революция” немногим превышает 2,5 млрд.руб. и еще 1,3 млрд.руб. было выделено муниципальным образованиям.

           То есть вложения области уменьшились в этом году более чем в два раза. Хотя на эти цели поступают федеральные средства, но даже с их учетом объем финансирования существенно ниже докризисного. Однако направленность финансирования имеет уже  четкую ориентацию.

         По характеру выполняемых работ “дорожная революция” предполагает прежде всего проведение неотложных  работ «расшивке» особо критичных мест» в транспортной инфраструктуре. «В целом термин «дорожная революция» не отражает полной мере возможных перемен при продолжении и эффективном завершении работ по дорожному строительству и последующих за ними преобразований в экономике и социальной сфере. Речь идет о создании конкурентных преимуществ для региона в целом – пишут эксперты Центра «СиМ». «Де факто» успешное выполнение «дорожной революции» становится одним из условий эффективного развития Челябинской области на перспективу». 

       Вместе с тем эксперты отмечают, что «до сих пор экономически обоснованной концепции эффективной “дорожной революции” Министерством экономического развития Челябинской области не представлено. Также нет сведений,  что работы в этом направлении ведутся и будут представлены на экспертизу». 

        А между тем разработка отдельных элементов программы модернизации транспортной инфраструктуры области в виде модернизации аэропорта была начата еще в 1995 году. Однако эти проекты были приостановлены более чем на 14 лет, но никаких других предложений чиновниками представлено не было.

           Таким образом, острая необходимость в проведении серьезных работ по реконструкции дорожной сети возникла у нас не менее 10 лет назад. Масштабная и оперативно проводимая “дорожная революция” в 2010 году стала вынужденной и необходимой для развития области мерой. Плохо то, что при этом важнейший из инвестиционных проектов области оказался без должного экономического обоснования.         

      - Необходимо учитывать, что в сложных и масштабных проектах эффект от изменения пропускной способности существующей магистрали  или строительства новой магистрали или развязки, сказывается в виде изменения множества факторов в самых различных сферах жизни – говорит Гордеев.

         Можно подсчитать возможные потери, например при выводе активов и постепенном  перемещении производств в другие регионы в том случае, если транспортные проблемы области не решаются. Такие потери носят вероятностный характер, но по размерам они могут в тысячи раз превосходить «точно считаемые» сегодняшние затраты. Кроме того, серьезный эффект может наблюдаться в виде налогов, прибыли предприятий, доходов населения.

          Еще более сложно учесть косвенные эффекты. Например то, что за счет роста скорости передвижения и эффективности перевозок сокращаются затраты на содержание общественного транспорта. В данном случае наблюдается еще и социальный эффект - увеличивается свободное время горожан при сокращении времени пребывания в транспорте.  А это уже - повышение качества жизни. 

         Еще один важный вывод экспертов Центра «СиМ»: для повышения эффективности “дорожной революции” важно учесть возможности новых подходов к решению крупных социальных задач.

          Например, за счет улучшения транспортной  доступности (или иначе - сокращения времени переезда) появляется возможность решать проблему занятости комплексно в рамках нескольких городов или оптимизировать систему здравоохранения.

          Так, переток рабочей силы уже достаточно развит между го Челябинском и Копейском, подобный вариант может быть особо интересен для близко расположенных населенных пунктов, особенно - в Горнозаводской зоне. В этом случае cокращение времени переезда упрощает населению доступ в специализированные медицинские центры и повышает качество медицинского обслуживания. Часть этих задач будет решаться почти автоматически например в Челябинске после снятия определенной изолированности Металлургического района.

         В любом случае, предварительные оценки перемен в транспортной инфраструктуре области и их влияния на активность и уровень жизни населения, позволяют сделать вывод, что эффективность инвестиций в 2010 году будет существенно выше, чем в предшествующие годы. То есть за меньшие деньги можно ожидать значительно больший результат. Какой именно – покажет время и новые исследования.