Поиск

Виктор Корман, генеральный директор автомобильного завода «Урал»: «России нужны реальные дела»

24.05.2011 16:18
Автор: Николай МАТЮХИН
В середине мая в Тольятти прошел Съезд Союза машиностроителей России. Большую часть южноуральской делегации составляли работники Автомобильного завода «УРАЛ» - одного из ведущих машиностроительных предприятий страны. Об решенных задачах автозавода и его задачах перспективных мы беседуем с генеральным директором автомобильного завода «Урал» Виктором Корманом.
Виктор Корман, генеральный директор автомобильного завода «Урал»: «России нужны реальные дела»*

В середине мая в Тольятти прошел Съезд Союза машиностроителей России. Большую часть южноуральской делегации составляли работники Автомобильного завода «УРАЛ» - одного из ведущих машиностроительных предприятий страны. Об решенных задачах автозавода и его задачах перспективных мы беседуем с генеральным директором автомобильного завода «Урал» Виктором Корманом.

 

- Виктор Христофорович, еще недавно «кризис» был самым популярным словом в России. Сейчас оно звучит все реже. Как вы охарактеризуете положение автозавода «Урал» - он вышел из кризиса?

- Пореже бы такие популярные слова проявлялись в реальном секторе нашей экономики. Хотя, как известно, в любом минусе есть плюс. Старое выражение, что «трудности закаляют» звучала, звучит и будет звучать актуально и вчера, и сегодня, и завтра. Да, последний кризис очень мощно ударил по автомобильной промышленности.

Сегодня рынок восстанавливается. По итогам 2010 года объем реализации продукции завода «Урал» «Группы ГАЗ» вырос на 47% по сравнению с 2009 годом и составил 11 тысяч автомобилей. Спрос на нашу технику рос в основном на внутреннем рынке, хотя в прошлом году автомобили «Урал» поставлялись в более чем 20 стран Дальнего и Ближнего зарубежья, в том числе в Африку, Латинскую Америку, страны СНГ. По итогам года доля экспортных поставок в общем объеме реализации автомобилей «Урал» составляла порядка 15%. Кстати, полное восстановление рынка грузовиков до уровня 2007-2008 годов нами ожидается к 2015 году.

- В чем, по вашему мнению, главное отличие российского рынка легковых автомобилей от рынка грузовых машин? И каковы прогнозы по развитию последнего?

- Ситуация на этих двух рынках была несколько иной в связи с тем, что основными покупателями грузовых автомобилей является не потребительский сектор (как в случае с легковыми автомобилями), а корпоративный.

А в этом секторе наблюдалось, куда более медленное восстановление в посткризисный период. Причиной явилось главным образом сворачивание инвестиционных программ. Но нет минусов без плюсов. Так как в корпоративном секторе структура приобретения грузовиков зависит от объема инвестиций, а они в кризис были свернуты, то в конечном итоге выбор был сделан в сторону отечественных брендов, которые сегодня заметно подтянулись в качестве, при этом сохранив демократичность цен. Это и является тем штрихом, который дает существенное различие ситуаций на этих двух рынках.

Что касается прогнозов, то в 2011 году ожидается рост объемов продаж грузовых автомобилей на уровне 20-25% по отношению к 2010 году. Восстановление рынка до уровня 2007-2008 по нашим расчетам произойдет к 2015-2016 годам. По наиболее вероятному сценарию в 2020 году объем рынка грузовых автомобилей (полной массой свыше 6 тонн) составит 200-230 тысяч шт. Отмечу, что наши прогнозы совпадают с прогнозами развития рынка, указанные в Стратегии развития автопрома до 2020 года, подготовленной Правительством РФ.

- Насколько амбициозны ваши планы? В одном из интервью вы говорили, что завод планирует войти в тройку машиностроительных предприятий России. А, может быть, уже ставите цель сделать «Урал» автомобильной компанией №1 на российском грузовом рынке?

- Бизнес обязан быть амбициозным. Но главное, чтобы амбициозные планы претворялись в жизнь. «Потемкинских деревень» в России создано немало, нам нужна не красивая картинка, а реальные дела. Поэтому те планы и задачи, которые мы перед собой ставим, неукоснительно реализовываются.

Не нужно забывать, что в настоящее время автозавод «УРАЛ» входит в Группу ГАЗ. А она по итогам минувшего года увеличила реализацию всех видов продукции на рынках России и мира: легких коммерческих автомобилей – на 32%, большегрузных автомобилей – на 48%, автобусов – на 10%, строительно-дорожной техники – на 21%, силовых агрегатов – почти на 90%. Выручка от реализации автокомпонентов марки ГАЗ выросла на 59%. Компания сохранила лидерство на рынке коммерческого транспорта: около 50% в сегменте легких коммерческих автомобилей, около 70% в сегменте автобусов, около 45% в сегменте большегрузных автомобилей, 49% в сегменте двигателей. Исходя из этих показателей, вы примерно можете оценить амбициозность наших дальнейших планов.

- Вы уже не первый год руководите Челябинским региональным отделением общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России». Каковы успехи этой организации, какие решения, если называть вещи своими именами, вам удалось пролоббировать?

- «Союз машиностроителей России» действительно полезен для предприятий машиностроительной отрасли. Полезен тем, что посредством его можно объединить накопленный опыт, четко представить позицию всех машиностроителей в органах государственной власти. Так как в Союз входят и учебные заведения, научные центры мы – промышленники имеем возможность получать прямой доступ к новым разработкам, влиять на формирование программ профессионального образования…

 Относительно того, что удалось пролоббировать, можно привести пример: к решению вопроса об оборонзаказе, Союз машиностроителей России активно подключался на всех уровнях… Программа утилизации военных грузовиков, в результате которой, (это решение озвучил на съезде премьер Владимир Путин) Автомобильный завод получил дополнительный заказ на 2000 автомобилей в этом году, также была принята не без участия Союза машиностроителей.