Поиск

«У нас всегда одна дорога – прокладывать дороги для других…»

22.09.2010 13:40
Автор: Леонид Алексеев
Эти строчки из песни А. Дольского как нельзя кстати подходят под деятельность коллектива Пластовского ДРСУ - прокладывать километры новых дорог, в любую непогоду и время суток первыми приходить на помощь людям, оказавшимся в пути… Сегодня Пластовское ДРСУ, входящее в число ведущих дорожных предприятий Челябинской области...
«У нас всегда одна дорога – прокладывать дороги для других…»*
не наше

Эти строчки из песни А. Дольского как нельзя кстати подходят под деятельность коллектива Пластовского ДРСУ - прокладывать километры новых дорог, в любую непогоду и время суток первыми приходить на помощь людям, оказавшимся в пути…
Сегодня Пластовское ДРСУ, входящее в число ведущих дорожных предприятий Челябинской области, занимается содержанием и строительством дорог областного и местного значения.

 Предприятие обслуживает более 300 км автодорог с твердым покрытием, ведущих к Уйску, Чесме, Троицку, Магнитогорску и соединяющих села и поселки.

А руководит им выпускник ЧИМЭСХ Николай Николаевич Рябов.

Николай Николаевич Рябов, директор ООО «Пластовское ДРСУ», председатель районного собрания.
Родился: 15 ноября 1952 года в селе Новый Кумляк Пластовского района.
Образование: ЧИМЭСХ, инженер-механик по эксплуатации машинно-тракторного парка. Работал главным инженером, директором ТОО «Нива». Вот уже 17 лет – директор дорожного хозяйства. Строит и восстанавливает дороги областного и местного значения.
Семья: женат, два сына – Александр и Дмитрий, внучка Машенька. У старшего сына Александра в Пласте своя фирма. Открыл в Челябинске свое дело, пойдя по стопам отца, и Дмитрий. Он - инженер-механик.
Увлечения: охота, рыбалка, иностранный туризм.

Жизнь неожиданно распорядилась так, что бывший директор ТОО «Нива» поменял поля и животноводческие фермы на дороги, да так и задержался в дорожном строительстве аж на 17 с лишним лет в должности директора Пластовского ДРСУ.

И на протяжении всего времени, что он работает в дорожном хозяйстве, наглядно и позитивно изменившаяся картина с наличием автодорог с твердым покрытием в районе красноречиво подтверждает тот факт, что дорожником Николай Рябов стал по призванию.

Одно время многие ДРСУ возглавляли люди, далекие от дорожного хозяйства. Такие предприятия, как правило, не выживали, а разваливались. Именно такая ситуация могла произойти 17 лет назад с Пластовским ДРСУ, если бы сюда не пришел Николай Николаевич Рябов – настоящий дорожник. Дорожник по призванию.

Если хорошо знать ситуацию, в которой в 1993 году находилось Пластовское ДРСУ, то можно только удивляться умению руководителя предприятия сосредоточить внимание коллектива на главном, не распыляя силы на «латание дыр».

Из 42 дорожных хозяйств области Пластовское ДРСУ по содержанию и ремонту дорог занимало последнее 42-е место. Что касается котельной, обеспечивающей теплом хозяйственные и бытовые корпуса, контору, то она еще в ноябре была разморожена.

Для Николая Рябова было делом чести возродить Пластовское ДРСУ. И ему это удалось. В течение двух-трех месяцев он на 80 процентов заменил специалистов, подобрав в свой коллектив хорошие кадры из числа профессионалов и настроив их на выполнение задачи.

Правда, строительный сезон нынешнего года для Пластовского ДРСУ, как, впрочем, и для большинства дорожных подразделений области, стал из-за отсутствия должного объема СМР не столь уж обнадеживающим. Пластовские дорожники вынуждены были сосредоточиться целиком на одном содержании дорог.

Пластовчане участвуют в проекте «Единой России»

- Единственным, пожалуй, плюсом освоения серьезных объемов СМР для нашего коллектива, - рассказывает Николай Николаевич Рябов, - является участие в проекте фракции «Единая Россия», выделившей Челябинской области на строительство областных и муниципальных дорог 500 млн рублей.

Нашему городу было выделено из этой суммы 20 млн рублей. Естественно, прошли аукционы, на которых наше ДРСУ все 12 лотов выиграло. Соответственно, 12 автодорог в районе было нами построено.

Подавляющее большинство дорог с твердым покрытием было проложено в городе и две - в селах Димарино и Верхняя Карабанка. Эти населенные пункты обзавелись с нашей помощью центральными дорогами. Сейчас наше подразделение прокладывает дорогу на Варламово.

А в сентябре наши люди совместно с Курганским мостоотрядом № 82 будут участвовать в строительстве дороги Степное – Бирюковка – Кидыш, связывающей Пластовский район с Уйским. Нам выделены деньги на строительство подходов к четырем мостам. А вот от курганских мостовиков зависит успешное возведение последних.

Эта дорога, играющая важное стратегическое значение, связывающая с Уйским не только Пластовский, но и Троицкий район, всегда была аварийной. Весной же, во время паводка, движение по этой дороге прекращалось совсем.

Мне думается, к середине октября вот эти четыре моста и подходы к ним мы совместно с мостовиками завершим и сдадим в эксплуатацию.

Одной из наших главных задач сейчас является и подготовка предприятия к зиме, куда входит приведение в состояние технической готовности котельной, теплотрассы, имеющейся у нас техники. Песчано-соляной смесью мы запаслись уже на 100 процентов. Надеюсь, зиму наше дорожное подразделение встретит, как всегда, во всеоружии.

В Пластовском районе – лучшие дороги

- Ощущается ли, Николай Николаевич, на ваш взгляд большого профессионала своего дела, дефицит автодорог с твердым покрытием в вашем районе?

- На этот вопрос я бы ответил словами заместителя председателя ЗСО Юрия Раифовича Карликанова, отвечающего в Челябинской области за программу строительства муниципальных дорог и объехавшего вместе с кандидатом в депутаты ЗСО Константином Ивановичем Струковым исключительно все города и деревни Пластовского, Чесменского, Нагайбакского, Верхнеуральского и Уйского районов и поставившего на первое место состояние дорожной сети нашего района.

На вторую позицию они вывели дороги Чесменского района. По словам Юрия Карликанова и Константина Струкова, у нас самые лучшие дороги. Обо всех других дорогах они отзывались более чем скромно.

Действительно, почти 100 процентов автодорог в нашем районе с твердым покрытием и свыше 90 процентов – с асфальтовым. Ну а проложить дороги ко всем населенным пунктам нам удалось благодаря настойчивой и целеустремленной работе главы района.

Да, дороги из-за увеличивающихся межремонтных сроков изнашиваются. Но это уже другой вопрос, требующий соответствующего финансирования.

Чтобы построить хорошую дорогу, не хватает средств

- Совершенно очевидно, что дефицит дорог с твердым покрытием это про ваш район и за вашу экономику можно не беспокоиться. На ней не отражается пресловутое бездорожье?

- Да, у нас к каждому населенному пункту проложены автодороги. Есть они и в четырех поселениях. Так вот, учеников из этих сел и поселков в полнокомплектную общеобразовательную среднюю школу, расположенную на центральной усадьбе, автобус доставляет оперативно и без помех.

И за время учебного года из-за состояния дороги и погодных условий не было ни одного случая сбоев в доставке детей к началу занятий. Это, как мне представляется, в полной мере отражает состояние дорожной сети нашего района.

- Мы коснулись с вами сокращения межремонтных сроков. А может быть, оно вызвано плохим качеством дорожного нефтебитума или, скажем, отклонениями от требований ГОСТа и СНиПа при строительстве дорог?

- Подавляющее большинство дорог с твердым покрытием было построено очень давно и к тому же из тех материалов, которые находились в непосредственной близости от этих дорог. И строили их, как правило, колхозы и совхозы. Только вот дорожное полотно, которое было построено несколько лет, а то и десятилетий назад, не соответствует сегодняшнему ГОСТу.

Ну а наши дорожные мастера укладывают дорожную «одежду» сверху на уже имеющееся дорожное полотно. Поэтому качество ремонта и хромает. А чтобы построить хорошую дорогу с добротным грунтом, как всегда не хватает средств.

- Ну а поздние сроки укладки асфальта могут служить причиной непродолжительного срока службы дорожного полотна?

- Влияют, естественно, очень сильно. Это когда строительный сезон уже заканчивается, а деньги на строительство дороги выделяют только в конце августа или даже в сентябре - октябре.

Соответственно, отрицательная температура наружного воздуха влияет далеко не лучшим образом на качество укладки асфальтобетона при строительстве, ремонте дорожного полотна.

Наши затраты не сопоставимы с европейскими

- Что Вы можете сказать о потерях из-за плохих дорог?

- В этой связи я приведу всего лишь один пример. Наше предприятие «Южуралзолото» перевозит золотоносную руду из поселка Светлый на обогатительную фабрику по 30-километровой технологической грунтовой дороге.

Так вот, по словам генерального директора этого предприятия, моторесурс огромного рудовоза грузоподъемностью 45-50 тонн составляет всего три года. Затем он списывается. Хотя по условиям амортизации эта машина должна работать восемь лет. Что свидетельствует об ужасном состоянии дорожного полотна.

- Выходит, в ремонт и строительство автодорог деньги надо вкладывать?

- Разумеется.

- Очевидно, все вышесказанное в меньшей степени относится к дорожной сети, подведомственной вашему коллективу. От других муниципальных и областных дорог оно принципиально отличается в лучшую сторону?

- Наша дорожная сеть также требует больших капвложений. Ведь, как и в других дорожных предприятиях, в нашем ведении сейчас находятся дороги первой, второй, третьей и четвертой категорий.

Но нашему ДРСУ повезло, что по нашей территории проходит областная дорога Южноуральск - Магнитогорск, играющая важное стратегическое значение. Ну а поскольку на нее обращается большое внимание, то ее состояние, движение по ней и безопасность этой магистрали курирует батальон ГИБДД.

Финансирование дорожного строительства возрастет

- Ну, разве можно удивляться тогда, что пятая часть дорожных аварий (как утверждает статистика) происходит из-за плохих дорог в стране?

- Конечно, если дороги во многом находятся сейчас в плачевном состоянии, то отсюда, соответственно, и аварийность и гибель людей.

- Как вы полагаете, областное правительство сейчас озабочено состоянием дорожной сети в области? Какие позитивные подвижки уже наметились в этом направлении?

- Как нас уже проинформировал министр строительства и дорожного хозяйства Виктор Александрович Тупикин, в следующем году будет в несколько раз увеличено финансирование дорожного строительства. Мне думается, это положительное явление.

Причем если в этом году на содержание дорог было выделено 1 млрд 250 млн рублей, то на будущий год эта цифра будет удвоена. Таким образом, сегодня на содержание нам выделяют только 40 - 50 процентов средств от норматива. Отсюда и такое содержание.

При увеличении же этой суммы в два раза существенно улучшилось бы и состояние муниципальных дорог.

Нельзя жить по принципу: «Сколько заработали, столько проели»

- А насколько надежна сегодня техническая база вашего дорожного подразделения?

- Основной упор для ведения строительно-монтажных дорожных работ мы сделали и делаем на приобретение новой техники. Особенно много дорожных механизмов было куплено нами в 2006 - 2008 годах.

Это и шведский комплекс по укладке асфальтобетона, и шведские катки, и бульдозеры, и погрузчики. А вот на два последних года оказал свое влияние экономический кризис. Поэтому выделять средства на новую технику было весьма сложно.

Однако, даже несмотря на тяжелое положение, мы купили в этом году отечественный погрузчик машиностроительного завода имени Колющенко и новый грейдер Брянского завода, ибо нельзя жить по принципу: «Сколько заработали, столько проели». Хоть копейку, но на свое развитие мы выделяем. Ну а не будешь этого делать, обязательно придешь к фатальному финалу.

- Можно ли, суммируя вышесказанное вами, назвать вашу дорожную компанию динамично развивающейся?

- Компания будет динамично развиваться тогда, когда почувствует уверенность в завтрашнем дне, когда у нас будут объемы… и когда можно будет строить свои перспективы.

К сожалению, в эти кризисные годы наше будущее просматривается довольно-таки туманно. И дай бог, чтобы обещанное министром строительства и дорожного хозяйства Виктором Тупикиным увеличение в два раза финансирования на следующий год произошло.

Мы бы на этот рост, соответственно, увеличили объемы СМР, укомплектовав дополнительно коллектив дорожными рабочими. Мы бы тогда с оптимизмом смотрели в будущее.

Что делать?

- Итак, как вы считаете, что надо сделать такого революционного, чтобы исправить ситуацию со строительством дорог в области?

- Во-первых, полным рублем открыть финансирование дорожного строительства. Во-вторых, привести в соответствие с сегодняшним днем проектную документацию. Поскольку сегодня резко возросло количество автотранспорта в нашей области, а существующие дороги не отвечают ни интенсивности движения, ни грузоподъемности.

В настоящее время по нашим дорогам ходит транспорт грузоподъемностью до 45 тонн, а между тем муниципальные и областные дороги как правило строились постоянно с нагрузкой на ось в шесть тонн. Сейчас эта нагрузка, как показывает практика, резко изменилась.

Нетрудно представить себе, что происходит с этим дорогами, если по ним курсируют настоящие многотонные вагоны… А поэтому проектировать и строить нам надо дороги с учетом больших нагрузок.

- Поразительную недальновидность проявляет наше государство, необоснованно сокращая финансирование дорожного строительства в регионах. В то время как США и Китай на глобальную экономическую депрессию ответили строительством дорожной сети, задействовав таким образом целый ряд отраслей народного хозяйства своих стран и обеспечив рабочими местами большие людские ресурсы. Как вы думаете, почему у нас все с точностью до наоборот?

- Можно допустить, что наша страна упорно и настойчиво ищет свой путь выхода из экономического кризиса. И с этой целью, очевидно, в государственном бюджете на следующий год значатся еще более ничтожные расходы на строительство федеральных дорог по сравнению с нынешним годом.

Но когда ведущие экономисты страны на все лады твердят про неоправданность сокращения объемов дорожного строительства, в том числе и в регионах, государственным мужам надо бы сделать соответствующие выводы. Поскольку у нас очень много еще сел и поселков, которые из-за бездорожья оторваны от цивилизации. Не проехать и не пройти, не пробиться туда ни пожарной, ни скорой помощи.

А между тем еще в лихие 90-е годы в нашей стране был дорожный фонд, и на создание дорожной сети обращалось гораздо большее внимание. В то время появлялись повсеместно асфальтобетонные и щебеночные заводы, существенно обновились и все ДРСУ, были неплохие объемы СМР.

Это напрямую относится и к нашей области. Так нет же, надо было прислушаться к рекомендациям Запада – убрать дорожный фонд. И что получили? Теперь финансирование дорожного строительства в регионах страны идет по остаточному принципу: «Есть деньги – дадут, нет – ну, извините!»

И то их чаще всего дают уже в конце сентября. Ну о чем тут можно говорить?! И насколько выигрышнее нас выглядит сейчас Китай, который за десять дней строит столько дорог, сколько наша страна за год. Понятно, что эта цифра характеризует российскую экономику отнюдь не положительно.

Надежда пластовчан на преодоление кризиса

- Расскажите о своем коллективе? Это ведь благодаря ему удается, несмотря ни на что, строить и содержать в удовлетворительном состоянии дороги?

- У нас стабильный коллектив, состоящий из 180 специалистов и дорожных рабочих. А создавался он несколько лет. Вот и в тяжелейшие годы финансово-экономического кризиса, когда многие предприятия пошли по пути сокращения людей, мы практически не уволили ни одного человека, лишь только сократили дорожных рабочих, принятых временно, на летний строительный сезон.

Два года кряду мы вошли в федеральную программу по сохранению коллектива и сокращению безработицы. Именно благодаря этой программе нам удалось сохранить коллектив. Поскольку наш Пласт – город промышленный, и если хорошего специалиста потеряешь, назад его уже не вернешь.

Он может, скажем, уйти на предприятие «Южуралзолото», поэтому мы делаем все возможное, чтобы любой ценой удержать людей. Больше того, за последние годы мы приняли еще трех выпускников МАДИ, а два студента дорожного факультета ЮУрГУ сейчас, работая на асфльтоукладчиках и катках, проходят у нас практику.

Беседуя с ними, я понял, что, отслужив в армии, они хотели бы вернуться в наш коллектив. «Что ж, – говорю им, - приходите, пожалуйста. Ждем».

Впрочем, это и понятно. Ведь после «Южуралзолота» наше предприятие является самым крупнейшим в городе, и по налоговым отчислениям мы занимаем прочно второе место. У нас немало рабочих династий, а подавляющее большинство дорожников трудятся в ДРСУ по 10 - 15 лет.

Большим плюсом для всех работающих в ДРСУ является то, что у нас есть свое подсобное хозяйство, теплица и пруд, в которых мы выращиваем овощи и рыбу. Есть у нас и своя столовая, обедами из которой мы кормим людей бесплатно, прямо на дороге.

Непременным и непреложным атрибутом нашей деятельности стала в течение многих лет шефская помощь общеобразовательным школам № 15 и 20. Причем мы помогаем этим учебным заведениям как финансово, так и материально, откликаясь практически на их любые просьбы и проблемы.

Директора школ нас тепло благодарят за такую бескорыстную помощь. Но мы считаем это своим долгом, поскольку живем и трудимся в этом городе, а наши дети и внуки учатся в названных выше школах.

Продолжающийся вот уже два года финансово-экономический кризис нас закалил. И вряд ли он сравним с памятными всем лихими 90 годами, когда было не менее сложно, когда не было денег, а процветал сплошной бартер, и когда зарплату рабочим приходилось выдавать продуктами питания и всем чем угодно.

Но мы его преодолели. Очень надеюсь, что коллектив Пластовского ДРСУ преодолеет и этот несколько затянувшийся кризис.