Поиск

Ситуация на «Электромашине»: «наводим порядок»

29.04.2011 09:33
Автор: Владимир Филичкин
Генеральный директор Открытого акционерного общества «Электромашина» Владимир Решетников на днях проинформировал губернатора Челябинской области Михаила Юревича о процессах происходящих на предприятии: «ситуация на предприятии стабильная как в экономическом, так и социальном плане.
Ситуация на «Электромашине»: «наводим порядок»*
не наше

Генеральный директор Открытого акционерного общества «Электромашина» Владимир Решетников на днях проинформировал  губернатора Челябинской области Михаила Юревича о процессах происходящих на предприятии: «ситуация на предприятии стабильная как в экономическом, так и социальном плане. Мной совместно с одной из крупнейших российских машиностроительных корпораций ОАО «НПК «Уралвагонзавод», в интегрированную структуру, которой входит вверенное мне предприятие, ведется последовательная работа по реализации Федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2007-2010 годы и на период до 2015 года», осуществляется масштабная программа по техническому перевооружению предприятия».

Напомним, что ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» - один из крупнейших военно-промышленных комплексов мира и единственный на сегодняшний день производитель бронетехники в России – осенью этого года отмечает 75-летие. К юбилею дивизион спецтехники корпорации подходит с новыми заключёнными контрактами, что вселяет уверенность в завтрашнем дне предприятий входящих в оборонный холдинг.

Этапы большого пути

История «Уралвагонзавода», как военно-промышленного предприятия, началась в 1941 году, когда с конвейера сошёл первый танк Т-34. Около 100 тысяч единиц бронетехники было выпущено «Уралвагонзаводом», начиная с 1941 года – и это безусловный мировой рекорд в танкостроении. Корпорация сегодня – основной поставщик вооружения для Российской Армии, её генеральными партнёрами являются ФГУП «Рособоронэкспорт» и Министерство обороны РФ. УВЗ является одним из организаторов выставок «RussianExpoArms» и «RussianDefenceExpo», а также постоянным участником других российских и международных выставок вооружений. Сегодня обладатель славной истории и богатейших традиций производства военной техники – нижнетагильский «Уралвагонзавод» – возглавляет корпорацию, состоящую из 21 предприятия, научно-исследовательского института и конструкторского бюро: это известные разработчики продукции военного и гражданского назначения, которые не одно десятилетие работают в области исследования металлов, материалов, техники и технологий.

Прошлый год УВЗ завершил с хорошими результатами. При высокой степени доверия и поддержке со стороны Правительства РФ корпорация преодолела финансовый кризис и реализовала в полном объёме Гособоронзаказ 2010 года. «Уралвагонзавод» в установленные сроки выполнил обязательства перед Рособоронэкспортом, поставив для нужд армии целый ряд боевых машин и инженерной техники, а также учебных стендов. 

 

Новые контракты

Неоднозначная ситуация в отечественном оборонно-промышленном комплексе привела к тому, что государственный контракт на 2011 год с Министерством обороны был заключен только в начале весны. Почти трёхмесячная задержка привела к остановке танкового конвейера: многие высококлассные специалисты механосборочного производства вынуждены были переквалифицироваться на другие профессии. «Уралвагонзавод» является государственной корпорацией и его руководство полностью осознаёт свою ответственность перед тысячами своих сотрудников, работающих на всех предприятиях Общества и проживающих в различных регионах Российской Федерации, поэтому заказ  стал важнейшим достижением менеджмента УВЗ.

Заключение контракта далось нелегко: он был получен в результате долгих и сложных переговоров с достижением компромисса между сторонами. Сегодня ведётся активная работа по доставке ремонтного фонда из воинских частей на головное предприятие. Контракт на модернизацию танков в денежном выражении сравним с гособоронзаказом прошлого года, но он не позволяет загрузить все мощности корпорации. Поэтому центр корпоративного управления дивизиона спецтехники и других служб корпорации продолжил вести активную работу по поиску новых заказов.

Спустя две недели, в конце марта «Уралвагонзавод» заключил зарубежный контракт на поставку комплектующих для танка Т-90С в Индию. Сотрудничество с индийской стороной в корпорации развивается на протяжении уже долгого времени. В начале нового тысячелетия танк Т-90С, который является экспортной модификацией Т-90А, с честью выдержал тяжелейшие испытания в природно-климатических условиях этой страны, чем убедительно доказал свое превосходство над аналогичной западной бронетехникой и заслужил признание зарубежных специалистов. Результатом испытаний тех лет стало подписание крупного контракта с Министерством обороны Индии. До настоящего времени «Уралвагонзаводом» осуществляется оказание содействия в лицензионном производстве поставленных «крупных сборок» изделий Т-90С и их гарантийное сопровождение в войсках.  

Помимо индийского заказа в конце апреля корпорация «Уралвагонзавод» выиграла открытый аукцион Министерства обороны РФ по целому ряду контрактов на выполнение работ по техническому надзору танков Т-90А, Т-72 и бронированных ремонтно-эвакуационных машин БРЭМ-1 в рамках государственного оборонного заказа. Три контракта на общую сумму свыше 205 млн. рублей будет выполнять нижнетагильский «Уралвагонзавод». По их условиям техническому надзору будет подлежать более 800 единиц техники, а работы будут проведены в войсках практически во всех регионах страны.

Также по результатам аукционов ещё два государственных контракта на оказание услуг по ремонту электроспецоборудования для нужд министерства заключило ОАО «Электромашина» – предприятие, входящее в состав корпорации. Челябинский завод впервые участвовал в открытых аукционах в электронной форме, проводимых Министерством обороны РФ. Данные контракты внесут дополнительную доходную составляющую в бюджет предприятия. Более того, контракты заключаются на условиях авансирования и обеспечивают финансовую стабильность предприятия. Если раньше «Электромашина» работала по поставкам новых изделий для нужд министерства, то теперь будет оказывать услуги и по ремонту электроспецоборудования. Планируется, что госконтракты будут подписаны до конца апреля.

Полученные на 2011 год заказы на ремонт и модернизацию боевых машин, безусловно, обеспечат загрузку производственных мощностей и финансовую стабильность предприятий дивизиона спецтехники корпорации. Но «Уралвагонзавод» готов предложить Российской Армии боевые машины нового поколения. На данный  момент они не востребованы Министерством обороны, по поводу чего руководство УВЗ неоднократно выражало сожаление.  Несмотря на это, конструкторы корпорации продолжают свои разработки: в сентябре на выставке вооружений широкой публике будет представлен танк Т-90АМ: абсолютно новая машина, созданная с учётом всех требований заказчика, высказанных ещё в 2009 году. Ведётся активная доработка «проекта-195» собственными силами. На головном предприятии продолжается реализация масштабного проекта по реконструкции спецпроизводства, финансирование которого идёт из федерального бюджета.

Богатые традиции производства боевых машин, их большая популярность, а также высокий научно-технический потенциал корпорации дают надежду на то, что ситуация с гособоронзаказом 2011 года более не повторится, современные боевые машины УВЗ будут востребованы, и «Уралвагонзавод» ещё не раз встретит юбилей в статусе одного из мировых лидеров по производству качественной спецтехники.

Наведение порядка

Осуществление мероприятий по совершенствованию системы управления ОАО «Электромашина» позволили выявить ряд серьезных нарушений в работе ряда руководителей предприятия. В частности широкую огласку уже получила мошенническая схема с реализацией векселей на сумму более 20 миллионов рублей (уголовное дело № 191057). При этом главными фигурантами дела оказались бывший генеральный директор Олег Бочкарев и бывший начальник службы безопасности Алексей Кочешков. «В соответствии с полученным предписанием от управления Федеральной службой безопасности по Челябинской области функциональный руководитель охраны предприятия Кочешков отстранен от исполнения обязанностей». В целях устранения выявленных грубых нарушений закона РФ об охранной деятельности заключен договор с ФГУП «Ведомственная охрана объектов промышленности России». В данный момент в целях приведения деятельности по охране ОАО «Электромашина» в соответствие к требованиям законодательства проводится работа по переводу сотрудников заводской охраны в данную организацию.

                 Отдельные сотрудники из руководящего состава ОАО «Электромашина» (заместитель генерального директора по защите ресурсов Алексей Кочешков, заместитель генерального директора по стратегическому развитию и финансам Елена Асанова) пытались различными методами препятствовать данному расследованию, в том числе и путем распространения недостоверных и явно лживых сведений о ситуации как внутри, так и  вне предприятия.

Руководство ОАО «Электромашина» в связи с этим официально заявляет, что «любые сообщения о массовых сокращениях работников, захвате предприятия и других подобного рода «сенсациях» являются провокацией и искажением реальной ситуации отдельными топ-менеджерами предприятия, не согласными с курсом предприятия, направленным на устранение финансово-экономических нарушений в деятельности предприятия, прозрачности его деятельности для ОАО «НПО «Электромашина», ГК «Ростехнологии», ОАО НПК «Уралвагонзавод», являющимися для ОАО «Электромашина» основными акционерами».

Прокурор Челябинской области Александр Войтович по заявлению руководства ОАО «Электромашина» оперативно провел доследственную проверку и уже 20 апреля проинформировал генерального директора Владимира Решетникова о том, что прокуратурой было установлен, что «Кочешков А.К., являясь должностным лицом ОАО «Электромашина» издавал распоряжения, распространял сведения о рейдерском захвате предприятия лицами, представляющими интересы ОАО  «НПК «Уралвагонзавод», а также о неправомерных действиях ряда должностных лиц ОАО «Электромашина», что в дальнейшем может повлечь сбои в работе предприятия или его полную остановку. Указанные действия Кочешкова негативно сказываются на текущей работе и деловой репутации ОАО «Электромашина». По результатам проверки прокуратурой области 20 апреля 2011 года Алексею Кочешкову было объявлено предостережение о недопустимости злоупотребления должностными полномочиями.

Так как начальником отдела технического и системного обеспечения предприятия Дмитрием Берестовым было достоверно установлено, что 11 апреля с почтового ящика Алексея Кочешкова в адрес примерно тысячи сотрудников ОАО «Электромашина», ОАО НПО «Электромашина», ОАО «СБО-ЗЭМ» электронной почтой было отправлено письмо явно лживого и клеветнического характера в отношении генерального директора Владимира Решетникова. Владимир Юрьевич счел необходимым вновь обратиться к прокурору Челябинской области с требованием  возбуждения уголовного дела, и привлечения Кочешкова к ответственности за распространение сведений несоответствующих действительности и имеющих цель опорочить его в глазах трудового коллектива.

Очевидно, что подобное вызывающее поведение небольшой группы лиц во главе с бывшим руководителем охраны предприятия Алексеем Кочешковым объясняется в первую очередь его особыми отношениями с бывшим генеральным директором, а ныне членом Военно-промышленной комиссии Олегом Бочкаревым, жена и зять которого владеют более 17,5% и 2,55 акций предприятия.

А также в связи с тем, что руководство ОАО «Электромашина» начало выяснять явно откатный характер отношений бывшего руководства ОАО «Электромашина» и ООО «Оптех-Урал». Учредителем сомнительной структуры ООО «Оптех-Урал» является ООО «Ротор», в котором 51% акций принадлежит Алексею Кочешкову, который по нашим сведениям является и генеральным директором предприятия. ООО «Оптех-Урал» используя странные лизинговые схемы, явно злоупотребляло «добротой» руководства ОАО «Электромашина», и жило за счет вывода денежных средств с Электромашины. Согласно практиковавшейся схеме ОАО «Электромашина» предоставляло займ ООО «Оптех-Урал», по договору лизинга оплачивало полностью все затраты, в том числе и вознаграждения, связанные с приобретением необходимого имущества, а в последующем давало согласие использовать данное имущество в качестве залога. Но тогда получается, что в период эксплуатации имущества ООО «Электромашина» не получая его в собственность, оплатило его стоимость несколько раз. И это тоже может стать предметом прокурорской проверки.

Наведение порядка и финансовое оздоровление ведущего предприятия Федерального танкового холдинга ОАО «Электромашина» мера вынужденная и необходимая. Глава государства Дмитрий Медведев публично объявил недавно, что намерен выяснить причины провалов при реализации государственного оборонного заказа в 2010 году (в целом), и выявить всех ответственных за допущенные нарушения».