Поиск

Презумпция некомпетентности

22.06.2010 09:57
Автор: Владимир Байков
Более десяти лет исполнялась областная целевая программа по реформированию статистики и развитию информационных ресурсов Челябинской области, с объемом финансирования 31,9 миллиона рублей. Выделенные ресурсы ушли на «укрепление» материально-технической базы областного Госкомстата.
Презумпция некомпетентности*
не наше

«Комом – все блины мои,
А не только первый…»

Владимир Высоцкий



 Есть один журналистский афоризм, автор которого, к сожалению, остался неизвестным. Звучит он жестко, но очень близок к реальности: «Все правительства приносят ровно столько вреда, сколько могут, и делают ровно столько хорошего, сколько вынуждены». Эти слова приходят на ум, когда знакомишься с целевыми программами правительства Челябинской области. На разработку и выполнение которых были потрачены огромные средства из областного бюджета.

Мост уже запланировали, теперь планируют реку
 
 Более десяти лет исполнялась областная целевая программа по реформированию статистики и развитию информационных ресурсов Челябинской области, с объемом финансирования 31,9 миллиона рублей. Выделенные ресурсы ушли на «укрепление» материально-технической базы областного Госкомстата. И, пожалуй, иных достижений у наших статистиков за это время не прослеживается, если не считать, конечно, главного - упрочившихся отношений с министерствами правительства области. И правоохранительные структуры подсуетились вовремя. Ну, кто же им откажет во взаимности. И появилась на свет мертворожденная программа «Профилактики правонарушений и усиления борьбы с преступностью в Челябинской области с 2006 по 2008 год» стоимостью для нас как для налогоплательщиков в 267,5 миллиона рублей. Если верить всем программам, составляемым с одной единственной целью - дорваться до незаконного и бесконтрольного финансирования из областного бюджета – никто давно уже не работает. Все только борются и, причем постоянно эту борьбу усиливают. Как тут не подбросить деньжат на усиление этой самой «борьбы». И что характерно, депутаты Законодательного собрания, даже не вникая в суть очередной программы, утвердили ее своим постановлением № 1010 от 27.04.2006 года. Следующая программа потребовала, как водится более значительных затрат. Наверное, с учетом роста цен, тарифов и генеральских аппетитов. И снова законодатели выделили из безразмерного бюджета, ровно столько сколько просили силовики – 455,5 миллиона рублей. И при этом никаких тебе бурных прений. Чего уже достигли? Какие цели ставят на ближайшие годы? И главное - на что же тратят общественные миллионы? Какова эффективность вложений?

 Какой-то остряк заметил, что «как бы плохо избиратели не думали о депутатах, те о них думают еще хуже». Резко конечно сказано, но это про нас…». Есть, конечно, и среди племени народных избранников люди требовательные и настойчивые. Но о них мы расскажем чуть позже.
 Игры Челябинской областной администрации в целевые программы начались не вчера, а в далеком 1997 году. Тогда немного ни мало, а распоряжением Правительства России от 22 апреля 1997 года № 547-р было принято решение о разработке программы «Экономического и социального развития Челябинской области на 1999 – 2005 годы». Государственным заказчиком было утверждено Министерство экономики Российской Федерации. Отцы области пунцовые от счастья даже притихли от значительности данного события. Еще бы о Южном Урале вспомнили в самой Москве…, их помнят, их даже держат за полноправных партнеров.

Слон – это мышь, изготовленная по правительственному заказу

 Цель программы естественно не что ни будь, а обеспечение подъема ключевых отраслей экономики Челябинской области, имеющих стратегическое значение, как для региона, так и для Федерации в целом. Постановлением главы администрации от 15 мая 1997 года определили порядок подготовки Федеральной целевой программы экономического и социального развития области, назначенные уполномоченные лица, ответственные за сбор информации. Распоряжением Петра Сумина от 22 июля 1997 года № 537-р утвердили рабочую группу по отбору инвестиционных проектов. Чтобы работа закипела, пунктом четыре комитету экономики области выделили 58 миллионов рублей для приобретения оргтехники.  Согласитесь хороший повод для списания крупных бюджетных сумм.
 И в конце ноября 1998 года председатель Правительства РФ Евгений Примаков утвердил долгожданное детище областного чиновничества. Представленную Министерством экономики России целевую программу «Экономического и социального развития Челябинской области на 1999 – 2005 годы». Радости в команде Петра Сумина не было предела. Ждали приличного федерального финансирования и естественно возможности эти средства перераспределять…. Но финансовые грезы заносчивых провинциалов рассеялись как утренний туман. Основные финансовые средства предприятиям было предписано выискивать из собственных источников, что составляло 46,6% от общих затрат на чудо программу.

 Выступая на первом экономическом форуме 12-13 ноября 1999 года губернатор Челябинской области П.И.Сумин в своем докладе «Стратегия развития Южного Урала в контексте мировых и общероссийских экономических процессов» заметил лишь мимоходом: «Безусловно, мы продолжим реализацию долгосрочных целевых программ, в том числе федеральную и областную целевые программы "Экономическое и социальное развитие Челябинской области на 1999-2005 годы". Федеральную программу в правительстве России в 2002 году похоронили без сожаления и без федеральных вливаний. Дорогостоящую программу, содержащую 58 подпрограмм, разработанную целым авторским коллективом под руководством директора челябинского филиала Института экономики УрО РАН профессора Владимира Белкина, утвержденную губернатором и принятую Законодательным собранием области.  Программу, которая как выяснилось, оказалась просто напросто никому не нужной.

Плановая экономика учитывает в своих планах все, кроме экономики

 Только депутат Государственной Думы Михаил Юревич направил губернатору области запрос, о том, как же собственно реализуется постановление правительства Российской Федерации от 25 ноября 1988 года № 1381. В депутатском запросе, было несколько простых, казалось бы вопросов:
- как оцениваются социально-экономические показатели развития Челябинской области, достигнутые в 1999 – 2001 годах по сравнению с показателями, заложенными в Федеральной программе?
- в каких объемах из Федерального бюджета финансировалась данная программа?
- каков был объем затрат на научное обеспечение мероприятий по реализации программы?
Отвечать на депутатский запрос доверили заместителю губернатора Челябинской области и члену областного правительства Владимиру Дятлову. Из текста ответа Владимира Николаевича видно, что ему очень не хотелось ворошить прошлое. Заместитель Сумина отвечал кратко: «За годы реализации программы (1998 – 2001 годы) валовой региональный доход увеличился более чем в три раза (по программе рост должен был быть всего в 1,06 раза). Увеличение налоговых поступлений без учета, ЗАТО составило 19,6 миллиардов рублей (по программе всего 3,6 миллиарда рублей).

Финансирование программных мероприятий осуществлялось, в основном, за счет собственных средств и привлеченных источников». Тем не менее, за период 2000 – 2001 годы из средств федерального бюджета было выделено 60,6 миллионов рублей на финансирование объектов, включенных в подпрограмму «радиационная безопасность (и оказавшихся недофинансированными – прим. автора).   И далее «общий объем денежных средств», пояснил В. Н. Дятлов – «затраченных из областного бюджета на разработку программы составил 0,8 миллионов рублей. Здесь автор ответа явно слукавил, так как выше мы указали, что только на приобретение оргтехники для комитета по экономике под разработку проекта из бюджета было выделен 58 миллионов рублей. А несчастные 0,8 миллиона рублей чиновники перечислили Совету по размещению производительных сил и экономического сотрудничества Минэкономики России. Но кто в Челябинской области в, то время мог проверить финансовые операции действующей власти….

Федеральная программа профессора Белкина прогнозировала, что валовой региональный продукт к 2005 году в Челябинской области составит 62,3 миллиарда рублей, но ВРП фактически вырос до 370 миллиардов, что заставляет усомниться в компетентности авторов-разработчиков. Ошибка более чем в десять раз вызывает громкий смех профессионалов…

 Профессор, доктор экономических наук Всеволод Куликов в своей статье «О болевых точках» социально-экономического развития России» метко отметил, что «как известно, с осени 2005 года в качестве едва ли не социально-экономической панацеи стали энергично рекламировать «приоритетные национальные проекты». И пик интенсивности этой пиар компании пришелся как раз на период, предшествовавший президентским выборам. 

Не дело правительства – управлять деловой жизнью

 Общественная палата Челябинской области  сравнительно недавно вынесла свое традиционно оптимистическое экспертное заключение: «Министерством экономического развития Челябинской области впервые за последние годы разработана «Стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года». При этом проявлена профессиональная ответственность за будущее народного хозяйства региона. Значительный опыт в этом направлении был приобретен при разработке федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Челябинской области на 1999 - 2005 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1998 года № 1381. Реализация этой программы происходила в трудный период перехода от стратегии выживания к стратегии развития. Однако все поставленные цели были достигнуты, обеспечен подъем ключевых отраслей экономики Челябинской области, имеющих стратегическое значение как для региона, так для Российской Федерации в целом.

 Соответственно 15 сентября 2005 г. Правительством Челябинской области были утверждены уже основные направления реализации концепции социально-экономического развития Челябинской области до 2010 года. Сейчас об этом предпочитают не вспоминать и помалкивать, но тогда руководители области планировали показатели развития, явно плохо понимая, что происходит в регионе и стране в целом.     
 
 В  социальной политике Правительство Челябинской области Петра Сумина ставило задачи  по борьбе с бедностью, повышению благосостояния и  качества жизни  населения.  Для решения этих задач, по мнению областных властей, предполагалось  к  2010  году снизить долю населения с доходами ниже прожиточного минимума до  10 процентов,    увеличить   среднемесячную   заработную    плату    и среднедушевые  денежные доходы населения не менее  чем  в  2  раза, ликвидировать  одну  треть  (300 тыс.  квадратных  метров)  ветхого жилья,  довести соотношение ставки первого разряда основных рабочих профессий с величиной прожиточного минимума до 100 процентов.

       Для  решения социальных задач Правительство Челябинской области Петра Сумина обещало обеспечить динамичное развитие экономики: удвоение валового   регионального   продукта,   для    этого экономический  прирост должен составлять ежегодно не  менее  чем  7 процентов; доведение  к  2010  году ежегодного притока инвестиций  до  100 млрд. рублей; рост  внешнеторгового оборота Челябинской области с  5,8  млрд.

долларов США в 2004 году до 11,5 млрд. долларов США в 2010 году; удвоение  объемов  строительства жилья с  800  тыс.  квадратных метров в 2004 году до 1600 тыс. квадратных метров в 2010 году. 

 Но жизнь дала свою оценку уровню компетентности команды бывшего правителя Челябинской области.