Поиск

Кто кого перекошмарит

10.02.2011 12:10
Автор: Владимир ФИЛИЧКИН
Для начала напомним о том, что в июле 2008 года президент Дмитрий Медведев решил съездить в Смоленскую область, чтобы посмотреть, как там идут дела в малом бизнесе. В городе Гагарине – на малой родине первого космонавта - он посетил несколько семейных предприятий, на которых расспросил людей, кто им мешает вязать детские ползунки, печь пироги и чинить автомобили, после чего уже на совещании в здании городской администрации вдруг объявил: им подписан План о противодействии коррупции в стране.
Кто кого перекошмарит*
не наше

Для начала напомним о том, что в июле 2008 года президент Дмитрий Медведев решил съездить в Смоленскую область, чтобы посмотреть, как там идут дела в малом бизнесе. В городе Гагарине – на малой родине первого космонавта - он посетил несколько семейных предприятий, на которых расспросил людей, кто им мешает вязать детские ползунки, печь пироги и чинить автомобили, после чего уже на совещании в здании городской администрации вдруг объявил: им подписан План о противодействии коррупции в стране (Медведев еще до выборов объявил, что борьбу с коррупцией считает одной из главных своих задач).

«Что это все означает? Это означает, что первый шаг мы сделали, но и только, - Медведев выразительно оглядел собравшихся чиновников. - Больше ничего! К сожалению, проблемы остаются все те же. Проблемы, с которыми сталкиваются наши предприниматели, где бы они ни занимались бизнесом - малым бизнесом, да и не только малым. Замучили проверки и всякого рода наезды по коммерческим наводкам! Вообще, надо, чтобы и наши правоохранительные органы, и органы власти перестали кошмарить бизнес! В нашей стране очень важное значение имеют сигналы. Вот считайте, что этот сигнал дан!» Присутствующие на совещании Юрий Чайка и Рашид Нургалиев закивали и как по сигналу стали старательно конспектировать все сказанное, наверное, чтобы не забыть. Далее Медведев рассказал присутствующим, что в стране у нас «существует порочный круг», в котором, с одной стороны, тянут деньги из бизнеса, а с другой - сам бизнес коррумпирует правоохранительные органы, и «если мы этот порочный круг не разорвем, то у нас так и будет все в зачаточном состоянии».

Прошло время, и сегодня отдельные личности утверждают, что приказ «не кошмарить» бизнес дал странный эффект: чиновники стали брать реже, но гораздо больше. Запрет на внеплановые проверки малого и среднего бизнеса без согласования с прокурорами, который действует уже второй год, облегчения предпринимателям не принес. Генпрокуратура представила данные, свидетельствующие о значительном сокращении числа таких проверок.

«Да, количество проверок со стороны различных служб уменьшается, но в статистику прокуратуры не попадает налоговая инспекция, которая, наоборот, активизировалась, - заметил по этому поводу управляющий директор исполкома «Деловой России» Николай Остарков. - Со стороны налоговиков контроль заметно усилился, поскольку у них есть возможность проверять бизнес внепланово, что они и делают». Слова эксперта подтверждает статистика. По данным опроса ВЦИОМ, чаще всего бизнес жалуется именно на безудержную активность налоговой инспекции. Сегодня 65 процентов предпринимателей говорят, что налоговики мешают им работать, в то время как в 2007 году таковых было 43 процента.

21 июля 2010 года специалист первой категории ИФНС России по Ленинскому району Челябинска Вера Мелис подписала акт камеральной проверки первичной налоговой декларации индивидуального предпринимателя Алексея Бестужева по вопросу соблюдения им налогового законодательства в части правомерности применения налоговой льготы по НДС.

Алексей Алексеевич - профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами на свой страх и риск. Много лет отчитываясь в налоговую инспекцию, он был абсолютно уверен, что имеет по закону льготы по НДС. А тут его прямо обвинили, что он не представил целый ряд гроссбухов и документов, подтверждающих его законное право на эти самые льготы. Соответственно, было принято решение о привлечении индивидуального предпринимателя Бестужева к налоговой ответственности (взысканию с него неуплаченных налогов и штрафных санкций на крупную сумму) и наложение обязательства внести необходимые изменения в осуществляемый им бухгалтерский и налоговый учет.

Поднаторевший в вопросах законодательства Алексей Бестужев уже 13 августа 2010 года в протоколе разногласий подробно отписал все нормы Налогового кодекса России, освобождающие его от необходимости вести книгу продаж и книгу покупок акций, инвентаризационные описи ценных бумаг, книгу учета ценных бумаг, отчет брокера и многое другое, что от него почему-то потребовали в налоговой инспекции Ленинского района Челябинска.

16 августа уже сильно «закошмаренный» индивидуальный предприниматель Алексей Бестужев обратился к руководству УФНС России по Челябинской области с жалобой, в которой прямо заявил о том, что на него оказывается необоснованное давление по налоговой линии. О том, что заместитель начальника районной инспекции Андрей Лукин требует предоставления в инспекцию документов, которые он, как ИП, не ведет и вести не обязан.

«В ходе так называемых «встречных проверок», постоянно проводимых с моими контрагентами, были факты предъявления требования о предоставлении документов не тем физлицам, с которыми я заключал договоры, а совершенно посторонним». Также имели место запросы его контрагентам, в которых просили подтвердить несуществующие сделки. Жалобщик даже утверждал, что его прямо обвиняют в мошенничестве, угрожали штрафами, начислениями, лишениями льгот и так далее. На прямой вопрос, почему к нему вдруг возникло повышенное внимание налоговых органов и организован тотальный контроль, ему якобы ответили, что он является «не ординарным налогоплательщиком и теперь его будут контролировать и проверять».

В своей жалобе бывший сотрудник органов госбезопасности Алексей Бестужев указал и то, что знает Андрея Лукина около двадцати лет и что на протяжении этого времени у них были конфликты на личной основе. Предположил, что в изложенных им многочисленных налоговых придирках - месть из личной неприязни. Указал, что получаемые им из налоговой инспекции материалы составляются явно некомпетентными специалистами и что, скорее всего, с их стороны имеют место явно умышленные действия. Не исключил и того, что подобным образом на него оказывается давление с целью принуждения к даче взятки. Прямо указал, что «постоянные проверки и вызовы в налоговую инспекцию в значительной мере препятствуют нормальной работе, особенно в нынешнее, кризисное время, а систематические запросы контрагентам и организациям, с которыми я сотрудничаю, ставят под сомнение мою репутацию честного предпринимателя».

В служебной записке контрольного отдела УФНС по Челябинской области на данную жалобу от 26 августа 2010 года № 13-07/003035а прямо признается, что «налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля систематически нарушаются положения законодательства о налогах и сборах». Но в письме Алексею Бестужеву от 14 сентября 2010 года исполняющая обязанности руководителя УФНС по Челябинской области Валентина Зыкова все формулирует уже гораздо дипломатичнее: «Андреем Лукиным правомерно выставлено требование о предоставлении документов, подтверждающих применение льготного режима налогообложения.

На основе представленных документов проведена камеральная проверка декларации по НДС за первый квартал 2010 года. По результатам камеральной налоговой проверки применение Вами льготы признано неправомерным…» И далее: «В связи с тем, что Вами дополнительно представлены документы, подтверждающие право на использование льготы, 3 сентября 2010 года инспекцией вынесено положительное решение о предоставлении льготы по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки в соответствии со ст. 101 Кодекса.

Проверить факты мести из личной неприязни и оказания давления с целью принуждения к даче взятки со стороны заместителя начальника инспекции А.Ю. Лукина не представляется возможным». Следует добавить, что 3 сентября 2010 года Андрей Лукин был вынужден поспешно лично вынести решение № 2890 об отказе в привлечении ИП Алексея Бестужева к ответственности за совершение нарушения законодательства о налогах в связи с отсутствием в его действиях события налогового правонарушения. Казалось бы, инцидент исчерпан. Но не тут-то было.

Уже 19 сентября 2010 года проработавший в Ленинской налоговой инспекции всего два года Андрей Лукин подает в Ленинский районный суд исковое заявление о взыскании с Алексея Бестужева компенсации за причиненные им в результате обжалования действий Лукина моральные страдания и переживания, повлекшие расстройство его здоровья: частые головные боли и бессонницу, - 5000 рублей.

13 декабря 2010 года ИП Алексей Бестужев обратился с очередной жалобой к начальнику УФНС по Челябинской области Александру Путину, в которой он подробно проинформировал его об очередном витке конфронтации. Напомнил, что в конечном итоге первоначальные требования ИФНС по Ленинскому району были признаны незаконными. В связи с тем что ИП Алексей Бестужев никаких сведений о налоговике Андрее Лукине не распространял, он даже поинтересовался, каким образом его жалоба на действия должностного лица, поданная им «в вышестоящую инстанцию, стала предметом обсуждения в коллективе ИНФНС по Ленинскому району». Более того, «в исковом заявлении Лукин также указал, что по упомянутой жалобе управлением проводилась служебная проверка», поэтому Алексей Бестужев поинтересовался о результатах этой проверки, о том, не применялись ли к Андрею Лукину «меры дисциплинарного характера» и как они могли реально повлиять на состояние его здоровья.

Алексей Алексеевич напомнил, что по закону о госслужбе госслужащий обязан проявлять корректность в обращении с гражданами и не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа. И прямо спросил у главного налоговика области о том, «какие формы защиты прав налогоплательщика можно использовать, чтобы не нанести вреда моральному и физическому здоровью Лукина А.Ю., страдающего, по медицинским документам, на протяжении 20 лет повышенным артериальным давлением».

В первый рабочий день нового, 2011 года Алексей Бестужев получил сдержанный ответ от Александра Путина. А на следующий день вступило в законную силу решение судьи Ленинского районного суда Челябинска Людмилы Рудаковой об отказе в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда. Людмила Александровна напомнила чиновникам всех уровней, что «обращение ответчика в государственные органы обусловлено намерением защитить свои права и охраняемые законом интересы, а не желанием причинить вред Лукину А.Ю.». И что за это судить человека нельзя.

Помогавший Алексею Бестужеву в суде практикующий юрист Андрей Коршунов особо подчеркнул, что «в последнее время и судебные приставы, и участковые инспекторы милиции, только услышав в свой адрес заявления о том, что они ничего не предпринимают по конкретному делу, все чаще искренне обижаются. Громогласно объявляют, что их незаслуженно оскорбляют, и бросают при этом в благородном негодовании телефонную трубку. Налицо явная тревожная тенденция, когда гражданин справедливо указывает чиновнику на то, что тот ненадлежащим образом выполняет свои обязанности, а последний, вместо того чтобы извиниться и исправиться, все чаще обращается в суд с иском о защите чести и достоинства…».