Поиск

Челябинский рейд уфимского следствия

02.07.2012 12:38
Автор: Владимир Филичкин
Только за первый квартал этого года отток российских средств за границу составил более 35 миллиардов долларов. И это, кстати, почти вдвое больше, чем за аналогичный период 2011 года. А всего по итогам прошлого года бегство капиталов из непредсказуемой России говорят вообще то, было рекордным и превысило 84 миллиарда долларов. Эксперты утверждают, что этот показатель является точным индикатором тотальной неуверенности частного бизнеса в завтрашнем дне. И с этим трудно не согласиться.
Челябинский рейд уфимского следствия*
не наше

Только за первый квартал этого года отток российских средств за границу составил более 35 миллиардов долларов. И это, кстати, почти вдвое больше, чем за аналогичный период 2011 года. А всего по итогам прошлого года бегство капиталов из непредсказуемой России говорят вообще то, было рекордным и превысило 84 миллиарда долларов. Эксперты утверждают, что этот показатель является точным индикатором тотальной неуверенности частного бизнеса в завтрашнем дне. И с этим трудно не согласиться. Потому, что всего за последние три с половиной года из России было выведено только по официальным данным более 340 миллиардов долларов, а это уже 100 процентов годового федерального бюджета страны. При этом в последнее время за рубеж стали выводиться не только крупные капиталы, но даже деньги среднего и малого бизнеса. Вместе с деньгами из страны, кстати, уезжают и их владельцы с семьями, наиболее активные и предприимчивые люди.

Именно с ними связывались надежды на возрождение России. Взамен из бывших республик СССР в Россию в изобилии едут малообразованные гастарбайтеры, рассчитывающие найти в нашей стране хоть какую-нибудь неквалифицированную подработку. Как это ни грустно, но интеллектуальный потенциал России при этом заметно снижается.

Неделя в тюрьме – это много. На воле – мало.

В 2010 году число российских индивидуальных предпринимателей и фермеров, прекративших свою деятельность, впервые превысило число зарегистрировавшихся (на 12 процентов). А число прекративших свою деятельность коммерческих организаций составило 45 процентов от числа зарегистрированных (по сравнению, например, с 10 процентами в 2005 г.).

Явная обеспокоенность федеральных властей умонастроением состоятельных россиян, выразилась в том, что 21 июня прямо на заседании Петербургского международного экономического форума президент России Владимир Путин объявил о назначении уполномоченным по защите прав предпринимателей Бориса Титова. Послав, таким образом, нашим иностранным бизнес партнерам недвусмысленный сигнал о том, что отношение к предпринимательству в стране отныне будет смягчаться...

На своем новом посту Борис Титов намерен заниматься совершенствованием законодательства и освобождением бизнесменов. По его словам, в России по экономическим статьям, даже без учета тех, кто находится в местах предварительного заключения, сидит уже 13 тысяч бизнесменов. При этом большинство из них, по его мнению, попали в места заключения при попытках рейдерского захвата их бизнеса злоумышленниками. Получается, что со времени раскулачивания крестьянства, по сути, аналогичного подавления частной инициативы, ни одна социальная группа в стране не подвергалась столь массовым репрессиям. За десятилетие нулевых к уголовной ответственности за преступления «экономической направленности» было привлечено 15 процентов от числа всех зарегистрированных субъектов экономической деятельности…

Российский бизнес-омбудсмен Борис Титов только еще приступил к своей работе над документами, и рассчитывает до декабря 2012 года создать всю необходимую для его новой деятельности инфраструктуру…

Сколько хороших людей встало на путь исправления?

Вот только ждать так долго многие российские бизнесмены уже не могут. Ни для кого не секрет, что термин "маски-шоу" плотно укрепился в лексиконе представителей бизнес среды и контролирующих их органов. Вряд ли сегодня можно найти человека, который не знает значение этого "волшебного" для фискалов сочетания слов.

9 февраля 2012 года «маски-шоу» совершенно неожиданно нагрянули в офисы ООО «Главное управление по защите прав и свобод человека» и учебного центра в городе Челябинск. Из довольно большой группы «черепашек-ниндзя» представилась только одна женщина - следователь полиции МВД РФ по городу Уфа Анастасия Остроумова. Установить иных участников обысков до сегодняшнего дня невозможно, так как они прятали свои жетоны с идентификационными данными. Впрочем, имеется информация, о том, что силовую поддержку производству обыска осуществляли сотрудники УФСБ по Челябинской области.

Первым делом при обыске были, конечно же, изъяты подлинники всех учредительных документов, лицензии и компьютеры бухгалтерии. Как вы понимаете, в результате этого, на длительный срок была полностью парализована работа сразу же целого ряда бизнес структур выпускавших, в том числе и девять собственных газет с объявлением вакансий по городу Челябинску. Документы для ускорения процесса изымались навалом папками без конкретного указания в протоколе их содержания. Вполне возможно, что часть изъятых бумаг в дальнейшем вполне может просто исчезнуть без следа…

На робкие попытки главного бухгалтера доказать, что часть документов им просто жизненно необходима для представления в контролирующие органы годовых отчетов за прошлый год, начисления зарплаты 92 ни в чем не повинным сотрудникам, незамедлительно последовал жесткий ответ: «будете нам мешать и нас учить, мы будем с вами в другом месте по-другому разговаривать». На любые замечания, предусмотрительно не представившиеся участники обыска, отвечали предельно резко: «сейчас вообще все в коробки покидаем и вынесем…, ничего я исправлять не буду…, если будете вмешиваться, будем вас допрашивать в ближайшем отделении полиции…, сейчас мы у вас еще и наркотики найдем…, мы на все имеем право…, не нравится - жалуйтесь..., вы все мошенники…

Как оказалось, в сентябре 2011 года в Уфе было возбуждено уголовное дело по факту нарушения закона при оказании услуг связанных с трудоустройством. Для предания делу особой значимости, масштабности и общественного резонанса постепенно возникла идея привлечения к ответственности челябинского предпринимателя Анатолия Меркулова. В свое время создавшего «башкирскую сеть» негосударственного пенсионного фонда Норильский никель «Доверие». Привлеченные к сотрудничеству «башкирские агенты» должны были заниматься переводом будущих пенсионеров из государственного пенсионного фонда в негосударственный. Им же, скорее всего и предложили пустить паровозом челябинца Меркулова….

30 марта Анатолий Меркулов был внезапно задержан возле своего дома сотрудниками ФСБ по Челябинску и сотрудниками полиции из Башкирии.

Свидетелей стало труднее ловить, чем преступников

Из постановления о привлечении в качестве обвиняемого вырисовывается куда более чем странная и фантастическая картинка «Реализуя свои преступные планы, по организации организованной преступной группы Меркулов А.А.. Поликарпов Д.В. поставили задачи разработать методику обучения участников ОПГ по хищению денежных средств граждан и психологическим приемам работы с клиентами. Согласно своей роли при создании организованной преступной группы они во всемирной сети Интернет на сайте «5 и 8» взяли за основу психологической «обработки» чувства: «стадность», «жадность», «срочность», «чувство потери» и пяти правил общения с клиентами при заключении сделки: «приветствие», «представление», «презентация», «вилка цен», «заключение сделки». В дальнейшем во время функционирования ОПГ созданной Меркуловым и Поликарповым были разработаны дополнительные приемы работы участников преступного сообщества: «улыбайся», «обращайся к клиентам на Вы», «никакой конкретики», «всегда самосовершенствоваться», «быть на Джусе» («Джус - это в англоязычных странах не просто деловой ритуал, который некоторые выполняют автоматически. Джус – это душевное приветствие, идентификация себе подобных, это передача энергии успеха» - прим автора). А также были внедрены три основополагающих принципа преступного сообщества (преступной организации): «Джус – внутреннее состояние души», «алити – позитивное мышление», «НонСеньерити – беспредпочтение». Психологические приемы вовлечения в участие в преступном сообществе (преступной организации) основывались на восьми ступенях успеха: «серьезное отношение к делу», «быть вовремя и везде», «быть готовым ко всему», «11-ти часовой рабочий день», «правильная работа с территорией (клиентами)», «самосовершенствование», «знать цель, зачем ты здесь и к чему стремишься», «контроль над ситуацией». Такая вот странная преступная деятельность. Но расследование уголовного преступления довольно странный процесс. Это такая своеобразная баня, из которой виновный порою выходит чистым, а невиновный – всегда запачканным…

В апреле в присутствии двух малолетних детей был проведен обыск и в челябинской квартире Анатолия Меркулова. Была изъята всего лишь флэш-карта с информацией личного характера. Но в лучших традициях наступательной и агрессивной судебной психологии на обвиняемого и членов его семьи было оказано серьезное воздействие. Пятилетний Максим и 10-и летний Анатолий с тех пор просто боятся оставаться в квартире одни. Понимая, что в любой момент могут нагрянуть дяди в масках. А тут еще в Уфе детишкам все-таки удалось в зале суда пообниматься через решетку с плачущим от горя отцом. И маме Наташе, конечно же, очень сложно объяснить им, почему их отца держат под вооруженным конвоем и не пускают домой…

Сторона защиты все это время безуспешно пытается добиться отмены ареста как меры пресечения. Но наши карательные органы запустившие машину уголовного преследования крайне болезненно воспринимают любое действие адвокатов Меркулова. Какая уж тут состязательность сторон в уголовном процессе тяжело вздыхает челябинский адвокат Виктор Деревяшкин.

Жизнь как трамвай: сидят обычно мужчины

Совсем не утруждая себя сколько-нибудь серьезной аргументацией следствие, каждый раз, продлевая срок содержания предпринимателя Анатолия Меркулова под стражей, просто и бесхитростно указывает, что он « оставаясь на свободе, может оказать давление на свидетелей, воспрепятствовать производству по делу, уничтожить доказательства и скрыться». И суд, явно подыгрывая следствию и гособвинению, тут же угодливо признает, что «необходимость избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении Меркулова в постановлении мотивирована».

Представители защиты со своей стороны утверждают, что «следователь доказательств своим доводам не представил, а тяжесть преступления не может служить основанием для избрания данной меры пресечения. В период направления ему повестки Меркулов просто находился в медицинском учреждении на стационарном лечении. Он страдает тяжелыми заболеваниями, опасными для жизни… Суд не учел, что он ранее не судим, имеет постоянное место жительства, неработающую супругу, больных родителей и малолетних детей, от органов следствия и суда скрываться, не намерен, опасность для общества не представляет».

В общем, все как всегда. Безуспешные попытки адвокатов найти системные правовые решения против явного «негативного отбора», которыми чрезмерная «бизнес-активность» силовых структур уже практически выжгла всю поляну экономической жизни в стране. И многочисленные малоперспективные их жалобы, чтобы хоть как то попытаться пожестче ограничить сроки предварительного заключения очередного отловленного башкирскими силовиками незадачливого челябинского бизнесмена Анатолия Меркулова. И кандидата в бизнес-омбудсмены на Южном Урале еще только подбирают…