Поиск

Уточненные расценки за ядерные отходы

27.01.2009 00:00
Автор: Владимир Антоненко
Считается, что хранение ядерных отходов зарубежных стран дело очень выгодное как для принимающей страны в целом, так и для населения принимающего региона. Независимые эксперты попробовали реально оценить связанные с «мирным атомом» доходы и расходы.
Уточненные расценки за ядерные отходы*

Наземное хранилище делящихся материалов (ХДМ) на производственном объединении «Маяк» под Челябинском это по официальным данным примерно 25 тонн оружейного плутония и 38 тонн плутония коммерческого, получаемого при переработке отработавшего свой срок ядерного топлива АЭС. Считается, что хранение ядерных отходов зарубежных стран дело очень выгодное как для принимающей страны в целом, так и для населения принимающего региона. Независимые эксперты попробовали реально оценить связанные с «мирным атомом» доходы и расходы.

В начале этого года российские атомщики предложили украинской компании «Энергоатом» новые расценки на прием от нее ядерных отходов в 2009 году - 390 млн. грн.($50,8 млн.). Украинская сторона настаивает на 335 млн. грн. ($43,6 млн.) за услуги по вывозу и хранению ядерных отходов объемом в 4 железнодорожных эшелона. Для сравнения, в 2006 году «Энергоатом» заплатил около $52 млн. за 6 подобных эшелонов с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ), что примерно в 1,5 раза дешевле новых расценок. «Энергоатом» уже сталкивался с данной проблемой при подписании соответствующего контракта на 2008 год, когда российская сторона предложила повысить стоимость своих услуг на 18%. При этом не исключалось, что в случае существенного повышения цены «Энергоатом» вынужден будет пойти на сокращение количества рейсов спецэшелонов в 2,5 раза. Однако в 2008 году план по вывозу отработанного ядерного топлива с украинских АЭС был выполнен в полном объеме. Впрочем, первоначально Украиной планировалось отправить в Россию 6 эшелонов с ядерными отходами, однако денег хватило лишь на четыре. РИА «Новости» сообщает, что один украинский эшелон доставляет в Россию в среднем 30 тонн ОЯТ. Российские атомщики хотели бы получать немногим выше $400 за хранение 1 кг ОЯТ, что в 3-4 раза меньше, нежели расценки перерабатывающих предприятий Франции и Великобритани.

Безусловно, комбинаты, осуществляющие хранение отходов, большинство расходов которых финансируется из российского бюджета, могут позволить себе демпинговые цены, ведь им не надо зарабатывать на собственное существование. Вот только непонятно где же тут сверхприбыли, о которых говорят атомщики, когда речь идет о ввозе ОЯТ из других стран. Вспомним, что говорил главный энтузиаст ввоза в Россию ядерных отходов Евгений Адамов, служивший с 1998 по 2001 год министром по атомной энергии России: себестоимость хранения 1 кг ОЯТ в России - около $1000. Получается, что мы сегодня ввозим ядерные отходы в ущерб российскому бюджету, то есть налогоплательщику. И более того, во сколько же обойдется хранение ОЯТ за то время, пока отходы будут оставаться смертельно опасными, а это тысячи лет, подсчитать сегодня вообще невозможно.