Поиск

После грозы и флаги чище

14.01.2010 00:00
Автор: Владимир Софронов
Уральский экономический регион по степени загрязнения и деградации природной среды в России занимает первое место, а среди самых неблагополучных уральских областей уверенно лидирует ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ.
После грозы и флаги чище*
не наше

«Окружающая среда - это то, во что превращается природа, если ее не охранять»
Альберт Эйнштейн


31-число это серьезно

  Руководитель общественной организации «Сосновцы против коррупции» Алексей Афанасьев поддержал идею Эдуарда Вениаминовича Лимонова: каждое 31-е число (в те месяцы, когда имеется 31-е число) выходить на митинг в защиту 31-й статьи Конституции РФ. Вот текст этой статьи: "Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование".

  По-моему, это действительно замечательная идея, потому что легко запоминается: каждое 31-е число митинг в защиту 31-й статьи. Разумеется, важно, чтобы время и место митинга было одно и то же. Решено, что это будет происходить каждый раз в 6 часов вечера у здания Областного законодательного собрания в Челябинске. При этом, по мнению Афанасьева не нужно даже никаких особых объявлений. Так создается традиция в гражданском обществе. 

Гринпису и не снилось

 Уральский экономический регион по степени загрязнения и деградации природной среды в России занимает первое место, а среди самых неблагополучных уральских областей уверенно лидирует ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Поэтому Алексей Афанасьев считает, что первый митинг следовало бы посвятить еще и экологическим проблемам. Так как Южный Урал сегодня — это, прежде всего сочетание чрезвычайно высоких техногенных нагрузок устаревших малоэффективных хищнических производств, вызывающих глобальное загрязнение биосферы, с огромным количеством уже накопленных за долгие годы радиоактивных и высокотоксичных отходов, создающих высокую опасность катастрофического загрязнения огромных территорий.

  Экотоксикология на Южном Урале в начале XXI века — одна из острейших и актуальнейших проблем. В 2001году здесь без очистки было выброшено в атмосферу 661,773 тысячи тонн загрязняющих веществ. К тому же на 138 промышленных предприятиях Челябинской области образовалось и было депонировано 15 миллионов тонн промышленных отходов всех классов опасности, что на 1,8 миллиона тонн больше соответствующих показателей 2000 года. К началу нового века на территории Челябинской области было накоплено 3 миллиарда 995 миллионов тонн отходов разного класса опасности. За этими страшными цифрами — недопустимые условия для проживания населения, увеличение количества неработающих, ранняя смертность и инвалидность, рост социальных выплат и, следовательно, повышение социального груза общества, его обнищание в конечном итоге. При этом недобросовестные владельцы предприятий-загрязнителей сегодня фактически освобождены от какой-либо ответственности за ущерб, нанесенный окружающей среде и здоровью населения. 

Для кого несут золотые яйца

По мнению Алексея Афанасьева надзирающие и контролирующие организации Челябинской области самоустранились от выполнения своих важнейших функций. Общественникам приходится обращаться в федеральные органы власти и управления, так как на областном уровне контролеры предпочитают не портить отношения с владельцами предприятий загрязнителей. Типичным примером тому является крупнейший в России агрохолдинг «Равис» производящий в огромных количествах куриный помет – высокотоксичные отходы производства 3 класса опасности. «Такая ситуация происходит потому, что собственником птицефабрики «Равис» стал А.Н. Косилов - Первый заместитель Губернатора Челябинской области по социальной политике и вопросам агропромышленного комплекса» - считает учредитель, акционер ЗАО-АОЗТ-ТОО «Равис» - птицефабрика Сосновская» Василий Татьяненко. В ноябре 2009 года он проинформировал об этом президента страны и генерального прокурора.  

Предновогодние слушания

Ответ акционеру «Рависа» последовал незамедлительно. 25 декабря прошлого года Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды и Комитет Совета Федерации по промышленной политике провели парламентские слушания на тему "Проблемы 
нормативно-правового и технологического обеспечения обращения с отходами производства и потребления". Вел слушания первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по 
природным ресурсам и охране окружающей среды Николай Чуркин.
   
  Открыли парламентские слушания председатель Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов и председатель Комитета Совета Федерации 
по промышленной политике Валентин Завадников. В дискуссии приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители федеральных и региональных органов государственной власти, муниципальных образований, научных и общественных организаций.
Как считает Виктор Орлов, без создания механизмов взаимодействия власти, общества и бизнеса решить проблему отходов не получится. По его словам, Комитет СФ по природным 
ресурсам и охране окружающей среды держит вопрос о законодательном обеспечении проблемы утилизации отходов под своим контролем. Сенатор уверен, что эффективная нормативно-правоваябаза и четкая государственная политика сдвинут эту проблему "с мертвой точки".
В свою очередь Валентин Завадников заметил, что решить проблемы утилизации отходов, которые накапливались десятилетия, за один год не получится. Позиция власти в этом вопросе 
очень важна, уверен сенатор, так как накопленные отходы, это, с одной стороны, вторичные ресурсы, с другой -возможность обогащения и коррупции для определенных людей.

  С докладом по стратегии законодательного обеспечения борьбы с отходами перед участниками парламентских слушаний выступил Николай Чуркин. По мнению первого заместителя 
председателя Комитета Совета Федерации, время и опыт человечества доказали, что нельзя принимать законы, которые противоречат природе. К сожалению, по словам Н.Чуркина, 
необходимость решения проблемы с отходами назрела уже давно. Сенатор привел шокирующие примеры о загрязнении городов, водоемов и лесов в разных уголках мира. 
Чтобы не задохнуться в помете

  Эффективность переработки отходов, экологическая безопасность утилизации, определение жизненного цикла каждого продукта производства - эти и другие вопросы, считает сенатор, 
должны быть в зоне внимания государства. Он высказался за создание в нашей стране эффективной индустрии утилизации отходов, подчеркнув при этом, что необходимы 
соответствующие методики и рычаги управления отраслью. "Без государственного регулирования и создания определенных условий - эту задачу выполнить невозможно", - заявил Николай Чуркин. 
 
Отходы, отметил сенатор, это ресурсы, "вторая сырьевая база" России, но это и основной фактор, загрязняющий окружающую среду. По мнению парламентария, вопрос этот одновременно 
политический и нравственный, так как от его решения зависит, какую землю мы оставим нашим будущим поколениям.

  Участники слушаний обсудили вопросы законодательного обеспечения в области обращения с различными видами отходов, внедрения новых технологий и стандартов в сфере переработки, 
рассмотрели опыт регионов в решении проблем утилизации отходов. 

  С сожалением, отмечалось в выступлениях, в отвалах и хранилищах на территории Российской Федерации скопилось около 80 млрд. тонн отходов, хотя точные данные об 
образовании, утилизации и размещении отходов производства и потребления за последние годы отсутствуют. Несанкционированными свалками и полигонами окружено подавляющее 
большинство городов России. Средний уровень утилизации отходов производства составляет около 30%; из отходов потребления извлекается в виде вторичного сырья только 2% от 
общего объема их образования, остальные 98% загрязняют окружающую среду.

Так больше жить нельзя

Участники слушаний уверены, что назрела необходимость изменения сложившихся стереотипов об отходах, развития новых форм обращения с отходами. Хотя российская наука 
и промышленность располагают технологиями и материально-технической базой, обеспечивающими реализацию малоотходной технологии утилизации практически всех видов 
отходов, повторного использования извлеченного вторичного сырья в промышленном производстве, в полной мере это не реализуется. 

  Как подчеркивали собравшиеся, в настоящее время обращение с отходами и их утилизацию необходимо рассматривать как самостоятельную отрасль народного хозяйства в тесной 
взаимосвязи с жизненным циклом производимой продукции. 

  По мнению участников заседания, остаются нерешенными проблемы законодательного и технологического обеспечения утилизации отходов, включая отходы, требующие 
специального регулирования: биологические отходы, отходы лечебно-профилактических учреждений, упаковочные отходы, сельскохозяйственные и другие. Законодательное и 
нормативно-правовое обеспечение в области обращения с отходами, считают эксперты, не отвечает новым экономическим условиям, современным научным представлениям о рациональном использовании сырьевых и материальных ресурсов. 

  Докладчики отмечали, что Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" содержит неполный и нераскрытый понятийный аппарат, в нем отсутствуют разграничения в 
регулировании обращения с отходами по отношению к здоровью человека и охране окружающей среды. В законе не закреплены некоторые международные нормы, такие как обеспечение 
приоритета утилизации отходов над их размещением, принцип ответственности производителей за утилизацию их продукции в конце жизненного цикла, применение наилучших существующих 
технологий в области обращения с отходами, использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий и другие.

  Говоря о действующей законодательной базе, выступающие отмечали, что она не позволяет в достаточной степени стимулировать физических и юридических лиц, занятых в сфере 
обращения с отходами, а также принимать адекватные меры к лицам, наносящим ущерб окружающей среде несанкционированным размещением отходов. Собственники отходов не имеют 
стимулов заниматься переработкой отходов и освобождением земель, выведенных из пользования для создания объектов размещения отходов. 

  В нашей стране, подчеркивали участники слушаний, отсутствует государственная поддержка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих внедрение малоотходных 
технологий, использующих отходы в своей хозяйственной деятельности, осуществляющих уменьшение образования отходов, их сбор, сортировку, утилизацию, использование в качестве 
вторичных материальных и энергетических ресурсов. А в структуре ценообразования в отношении электроэнергии не учтена специфика оборудования, применяемого на большинстве 
отходоперерабатывающих предприятий РФ, относящихся к категории малого и среднего бизнеса.

Все будем решать не по-детски

В связи с этим в целях решения проблем нормативно-правового и технологического обеспечения обращения с отходами производства и потребления, создания экономически эффективных институтов в этой сфере и организационных условий в области обращения с 
отходами, совершенствования управления отходами в Российской Федерации, развития малоотходных технологий, усиления контроля за выполнением природоохранного законодательства, участники парламентских слушаний приняли рекомендации в адрес 
Федерального Собрания РФ - парламента страны, Правительства России и субъектов Российской Федерации.

Так, Совету Федерации и Государственной Думе рекомендовано разработать и принять в установленном порядке новую редакцию Федерального закона "Об отходах производства 
и потребления" на примере Модельного закона "Об отходах производства и потребления" (новую редакцию) для государств-участников СНГ. Кроме этого, считают участники 
парламентских слушаний, необходимо принять в установленном порядке Федеральный закон "Технический регламент "О безопасности упаковки", предусмотрев утилизацию упаковочных 
материалов. 

  Правительству Российской Федерации предлагается рассмотреть вопрос о создании федерального органа исполнительной власти по охране окружающей среды, к компетенции которого, в том числе, отнести управление в области обращения с отходами. Кабинету 
министров также рекомендовано внести в Государственную Думу ряд законопроектов, которые смогут сделать работу по утилизации отходов эффективной и системной.