Экология
Проект по рекультивации Коркинского разреза песками Томинского ГОКа представили в Германии Проект по рекультивации Коркинского разреза песками Томинского ГОКа представили в Германии
Представители руководства РМК приняли участие в IX Российско-германской сырьевой конференции «Промышленное производство и минеральное сырье: влияние на климат и окружающую среду», которая прошла в Дюссельдорфе (Германия) с 23 по 25 ноября 2016 года. В рамках работы различных площадок представители компании поделились различными наработками в экономичном и экологичном использовании ресурсов.
Активисты за месяц собрали 15 тысяч подписей за рекультивацию Коркинского разреза Активисты за месяц собрали 15 тысяч подписей за рекультивацию Коркинского разреза
В Челябинске продолжается сбор подписей за рекультивацию Коркинского разреза. Несмотря на то, что волонтеров на данный момент стало меньше, опрос челябинцев ведется с регулярной активностью. Об этом «ЧелябинскСегодня» 24 ноября рассказал руководитель фонда  «Моя планета» Виталий Безруков.
Суд приостановил работу цеха цинковых белил в поселке Магнитка  Суд приостановил работу цеха цинковых белил в поселке Магнитка
Суд Кусинского района на основании представления министерства экологии Челябинской области приостановил работу цеха цинковых белил ОАО «Проминдустрия» в поселке Магнитка на два месяца. Об этом «ЧелябинскСегодня» сообщили в пресс-службе минэкологии.
На магнитогорское предприятие заведено дело за загрязнение экологии На магнитогорское предприятие заведено дело за загрязнение экологии
Магнитогорская природоохранная прокуратура возбудила дело об административном правонарушении в отношении ООО «Вторметком» за несоблюдение экологических требований. Об этом «ЧелябинскСегодня» сообщили 17 ноября в пресс-службе прокуратуры Челябинской области.

Общественная комиссия по расследованию природных пожаров в РФ в 2010 году сделала заключение

12:27
27 Сентября 2010 г.
По данным МЧС, с начала пожароопасного периода и до 7 сентября 2010 г. на территории Российской Федерации возникло 30 376 очагов природных пожаров на общей площади 1,25 млн. га (в т. ч. 1 162 очагов торфяных пожаров на общей площади 2 092 га). По данным Рослехоза площадь лесных пожаров составила около 1,5 млн. га.
Общественная комиссия по расследованию природных пожаров в РФ в 2010 году сделала заключение

Общественная комиссия по расследованию причин и последствий лесных и торфяных пожаров в Европейской части России в 2010 году (далее - Комиссия) была самоорганизована в августе-сентябре 2010 г. по инициативе ряда общественных организаций и граждан, обеспокоенных аномально массовыми лесо-торфяными пожарами и их последствиями - гибелью людей, уничтожением поселков и длительным задымлением значительной части Европейской России в июле-августе 2010 г.

Число и площадь пожаров

По данным МЧС, с начала пожароопасного периода и до 7 сентября 2010 г. на территории Российской Федерации возникло 30 376 очагов
природных пожаров на общей площади 1,25 млн. га (в т. ч. 1 162 очагов торфяных пожаров на общей площади 2 092 га). По данным
Рослехоза площадь лесных пожаров составила около 1,5 млн. га.

В период с конца июля до середины августа за сутки в стране (в
основном, в ее Европейской части) возникало до 400 пожаров.
По данным Института космических исследований РАН, по состоянию на
18.08.2010 на территории РФ было пройдено огнем 5,8 млн. га. По оценке
Института леса им. Сукачева СО РАН - около 5,9 млн. га. Более половины площадей этихпожаров приходятся на территории покрытые лесом. По данным Всемирного центра мониторинга пожаров (Global Fire Monitoring Center), также на основе инструментальных наблюдений из космоса, площадь, пройденная пожарами на территории РФ с начала 2010 г. по середину августа, составила не менее 10-12 млн. га.

По данным Рослесхоза и МЧС, пожарами за тот же период пройдено лишь менее 1 млн. га. Такая разница в оценках заставляет считать, что либо имеет место системная ошибка в определениях площади пожаров по методам МЧС и Рослесхоза, либо преднамеренное искажение информации. В любом случае, официальная информация существенно занижает масштаб катастрофы и, соответственно, ее последствия. Пожары затронули не менее 60 федеральных заповедников и национальных парков, в которых погибли реликтовые леса, другие эталонные
экосистемы, нанесен урон популяциям редких видов растений и животных.

По данным Рослесозащиты, с середины июня до начала августа зарегистрированы лесные пожары на 3900 га земель, загрязненных
радионуклидами, в т.ч. в Брянской (33 пожара на площади 269 га), Калужской (11 пожаров на площади 173 га), Тульской (6 пожаров на
площади 44 га), Орловской (3 пожара на площади 13 га), Пензенской (34 пожара на площади 82 га), а также Челябинской (401 пожар на
площади 1431 га) и Курганской областях (12 пожаров на площади 63 га).

Площади лесов, пройденные пожарами, выросли вдвое за последние 15 лет по данным государственной статистики, и втрое - по данным дистанционного мониторинга.

Общая площадь, пройденная огнём, превышает 240 тыс. га (без учета пожаров на Камчатке). В целом, по данным Минрегиона, на 25 августа в Росиии в результате лесных и торфяных пожаров 2010 г. полностью или частично уничтожено 147 поселков, сгорело около 2,5 тыс. жилых домов. Общее число погибших на пожарах составило более 60 человек (в т.ч. 3 сотрудника МЧС).

 Задействованные противопожарные силы и технические средства

Данные о задействованных силах для тушения пожаров противоречивы даже в пределах одного ведомства. По данным МЧС, на 18 августа 2010 г. для тушения природных пожаров привлекалось 166 120 человек и 26 572 единицы техники, включая 49 воздушных судна (в т. ч. от
МЧС России - 131 тыс. человек и свыше 20 тыс. единиц техники, включая 27 воздушных судов). Ранее (31 июля) сообщалось, что в тушении пожаров принимает участие 240 тыс. человек. 18 августа С.Шойгу в записке на имя В.Путина, писал о группировке в 240 тыс. человек и 25 тыс. единиц техники (в т. ч. 226 воздушных судов) (Шойгу, 2010 в). 24 августа С.
Шойгу заявил на Президиуме Правительства РФ, что «Создана группировка сил общей численностью 166 тыс. человек и более 35 тыс. единиц
техники: Ликвидирована угроза для более 4 тыс. населенных пунктов с населением более 500 тыс. человек»

Авиация МЧС совершила более 2 тыс. вылетов (8 тыс. сливов, более 78 тыс. тонн огнегасящей жидкости). В тушении пожаров участвовало
11 тысяч военнослужащих, которые только в Московской, Рязанской и Владимирской областях проложили 134 км магистральных трубопроводов
(рукавных ходов и линий). Выступая в Госдуме 7 сентября, С. Шойгу говорил о проложенных 1400 км трубопроводов, что вероятно
ошибка. С применением тяжелой инженерной техники была проведена опашка лесов на расстоянии нескольких десятков тыс. км (только в
Московской, Рязанской и Владимирской областях - более 30 000 км лесов

Общественное участие

В профилактических мероприятиях (вспашка противопожарных полос вокруг поселков, лесов и дорог, ночных дежурств в поселках и
т.п.) участвовало, по экспертным оценкам, несколько миллионов человек. Роль добровольцев в тушении пожаров была, по крайней мере,
сопоставима с действием официальных структур. Например, в Мордовии на 7 августа в тушении огня принимало участие 5589 человек,
из которых 2608 (47%) было добровольцами. В интернете были открыты много сайтов для координации действий добровольцев. По всей стране проходил сбор средств, продуктов и вещей погорельцам, начатый по инициативе отдельных граждан, общественных
организаций и некоторых политических партий.

В то же время, стали известны случаи, когда гуманитарная помощь для погорельцев оказывалась не использованной и обнаруживалась
на свалках. Так, на полигоне ТБО в Саранске (Мордовия) была обнаружена гуманитарная помощь из Петербурга, в Шацком районе Рязанской области в силосной яме были обнаружены вещи из гуманитарной
помощи, поступившей из Новосибирска.

 Источники возгорания и причины пожаров

По данным многолетней статистики по пожарам с известными причинами, 90% пожаров вызвано человеческой деятельностью. По данным
Рослесхоза причиной большинства лесных пожаров в 2009 г. стало нарушение правил пожарной безопасности при проведении
сельскохозяйственных палов и неосторожное обращение с огнем в лесу. Основная причина пожаров 2010 г. - нарушение правил пожарной безопасности в лесах и на прилежащих территориях. Причиной
возникновения многих крупных лесных пожаров стали палы сухой травы на прилегающих землях сельскохозяйственного назначения
(обеспечением пожарной безопасности на этих землях в настоящее время практически никто не занимается) и нарушение гражданами
простейших правил пожарной безопасности в лесах и на торфяниках (незатушенные костры, окурки и т.п.). Так например, в Брянской
области в 2010 г. 82% пожаров возникли из-за неосторожного обращения с огнем населения, 12% по причине сельскохозяйственных палов,
2% - на местах лесозаготовок, 4% - грозы, короткое замыкание электропередач, от горящих свалок (Управление:, 2010). В Оренбургской
области из-за неосторожного обращения людей с огнем в лесу возникло 94% пожаров, 5,5% - по причине сельхозпалов, 0,5% - грозы. Не
исключено, что в 2010 г. в условиях продолжительной засухи и высокой температуры воздуха доля самовозгораний лесной подстилки в
результате преломления солнечных лучей в осколках стекла была выше средней...

 Предвестники катастрофы

Первый тревожный случай произошел 16 апреля в двух километрах от конторы Лобненского лесничества, в нескольких километрах от границы Москвы и от аэропорта Шереметьево. Пожар охватил более 80 га лесных культур и молодняков. Официально пожар оставался незамеченным, пока информация о нем, основанная на сообщениях местных жителей, не появилась в СМИ. Пожар залили дожди. Оказалось, что даже в пределах лесопаркового защитного пояса Москвы своевременно выявлять и тушить начинающиеся лесные пожары некому.18-20 апреля загорелись леса в пойме Оки и южные кварталы Приокско-Террасного заповедника. 6-7 мая начался крупный лесной пожар в Южском районе Ивановской области. До обращения местных жителей на "телефон доверия" МЧС в Москве информация о пожаре не распространялась. Выгорело не менее 7,5 тыс. га леса.

9 мая местными жителями был обнаружен лесной пожар в Ковровском районе Владимирской области. Этот пожар не упоминался в сводках ГУ МЧС по Владимирской области за 11-14 мая и его площадь не вошла в сводки Рослесхоза. Площадь, пройденная этим пожаром, составила около 5 тыс. га. 21 мая начался лесной пожар в Касимовском районе Рязанской области. Он быстро охватил площадь примерно в 3,5 тыс. га. ГУ МЧС по Рязанской области сообщило об обнаружении очага пожара площадью всего 17 га. Пожар был потушен 24 мая, и лишь спустя несколько дней он был отражен в сводках Федерального агентства лесного
хозяйства.

Апрельские и майские пожары в Московской, Ивановской, Владимирской и Рязанской областях выявили следующие особенности системы управления лесами, сложившейся в России к началу пожароопасного сезона 2010 года:

- При возникновении крупных и потенциально очень опасных пожаров чиновники, отвечавшие за пожарную безопасность (руководители
органов управления лесами и МЧС), сначала делали вид, что ничего особенного не происходит, пытались информацию о масштабах пожаров
скрыть.

- Меры по спасению населенных пунктов местными органами предпринимались лишь тогда, когда огонь подходил к ним почти вплотную.

- Население поселков, которым угрожали пожары, могло рассчитывать практически только на собственные действия.

- Подавляющее большинство официальных лиц, отвечавших за пожарную безопасность, по итогам пожаров не подверглись никаким
наказаниям - ни за недостаточные действия по предотвращению и тушению пожаров, ни за очевидное искажение информации о происходящем.

-Надежда на то, что лесопользователи-арендаторы будут эффективно бороться с пожарами, не оправдалась, по крайней мере, в
центральных регионах Европейской России.

К концу мая стало ясно, что если лето окажется сухим и жарким, то лесам и людям, живущим рядом с лесами, предстоят тяжелые
испытания.

 Действия властей во время пожароопасного периода

Пожарная катастрофа в лесах Европейской России развивалась постепенно. В апреле МЧС дало успокоительный прогноз по ЦФО. В
мае-июне информация о первых крупных пожарах скрывалась или преуменьшалась, в результате чего июльская катастрофа стала для
руководства Рослесхоза, Минсельхоза, МЧС и страны в целом неожиданностью.

С весны Рослесхоз, МЧС, региональные власти «не видели» пожаров, даже когда они подступали к населенным пунктам (как это было в
мае и июне в Ивановской, Иркутской, Владимирской, Рязанской областях), занижали масштабы и угрозы. На Центральной
авиационно-технической базе авиации и ПРО ВМФ в окрестностях Коломны (Московская обл.), на территории которой находится 115 га леса,
в 2009 г. была полностью сокращена Военная команда противопожарной защиты и спасательных работ (в т.ч. 3 пожарных автомобиля с
экипажами). В июле 2010 г. только в Московской области Рослесхоз сократил 500 специалистов (четверть всего штата по Московской
области).

8 апреля МЧС утверждал, что «может мобилизовать на борьбу с лесными пожарами более 90 тысяч человек»: «МЧС России начало
подготовку к сезону лесных и природных пожаров. В целях предупреждения чрезвычайных ситуаций вызванных лесными и торфяными пожарами
создана оперативная группировка сил и средств МЧС России, в которую входят более 90 тысяч человек, 16 тысяч единиц техники и 15
воздушных судов. В соответствии с прогнозом, параметры пожароопасного сезона 2010 года ожидаются выше среднемноголетних, в том числе
выше параметров 2009 года: Предварительный прогноз показывает, что лесопожарный период в весенне-летний сезон 2010 года будет
неблагоприятным на территориях Сибирского федерального округа:, Дальневосточного ФО... На других пожароопасных территориях
Приволжского, Центрального (выделено Комиссией), Южного ФО обстановка ожидается на уровне среднемноголетних значений...».

18 мая Рослесхоз заявил, что готов к пожарам, «все под контролем». Эти и подобные официальные заявления не были
обоснованными. Не были обоснованы и обещания ряда губернаторов справиться с надвигающимися пожарами своими силами. «Надо было на
день-два раньше массово поднять авиацию и направить федеральные силы в Нижегородскую, Воронежскую и Рязанскую области, несмотря на
успокаивающие доклады субъектов (выделено Комиссией) Российской Федерации», - из выступления С. Шойгу 7 сентября в Государственной
думе.

23 июня глава Рослесхоза А. Савинов на встрече с В. Путиным оценивая три года действия Лесного кодекса (2006 г.) отметил, «было
правильно заложено - это передача субъектам Федерации полномочий по использованию, охране лесов, лесовосстановлению, :большая часть
субъектов свои полномочия довольно успешно освоили... в лес приходит хозяин, и там, где он нормальный арендатор, там меньше "черных"
лесорубов, меньше воровства, там лучше поставлены вопросы, связанные с охраной и защитой».

Видимо, только 27-28 июля Президент и Правительство стали относиться к быстро распространяющимся по Европейской части страны
лесо-торфяным пожарам как к серьезной проблеме. 30 июля Президентом РФ и премьер-министром было принято решение об изменении своих рабочих графиков с тем, чтобы больше времени
уделять мерам по борьбе с природными пожарами в Центральной части страны и ликвидации их последствий.

30 июля под эгидой Правительства была создана межведомственная группировка по борьбе с пожарами общей численностью более 166
тыс. человек и более 25 тыс. единиц техники (с участием МЧС, МВД, Минобороны и др. ведомств). В начале августа были сформированы 39
региональных и федеральный (под руководством С. Шойгу) штаб для управления и координации усилий по борьбе с пожарами. В районы
лесных пожаров было направлено 535 оперативных групп (общая численность более 3,0 тыс. человек) и более 250 групп для ведения
наземной и авиационной разведки.

30 июля. Президент РФ Д.А. Медведев лишил Минсельхоз и Россельхознадзор полномочий по лесному контролю и надзору и передал их Федеральному агентству лесного хозяйства (Рослесхозу) и переподчинил последний напрямую правительству (фактически восстановлено
существовавшее ранее самостоятельное федеральное лесное ведомство - Федеральная служба лесного хозяйства, ликвидированная В. Путиным
17 мая 2000 г.).

2 августа был издан Указ Президента РФ N 966 "Об объявлении чрезвычайной ситуации, связанной с обеспечением пожарной безопасности", по которому режим чрезвычайной ситуация был введен в Владимирской, Воронежской, Московской, Нижегородской и Рязанской областях, а также в республиках Мордовия и Марий Эл, и указ о запрещении хозяйственной деятельности и доступа граждан на ряд территорий в этих субъектах
России.

2 августа. Премьер-министр провел совещание с губернаторами Воронежской, Новгородской, Самарской, Московской, Рязанской,
Владимирской областей, а также главой Мордовии.

3 августа. Председатель Правительства подписал постановление N 595 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного
пожарного надзора в лесах» (такой документ должен был существовать еще 2 года назад).

3 августа. Состоялась встреча Президента РФ с министром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий, на которой главе МЧС поручено разработать программу создания новых современных пожарных частей и
материально-технического переоснащения существующих (на новые материально-технические объекты, спецтранспорт и самолёты должны быть зарезервированы отдельные средства).

3 августа. Президент РФ подписал распоряжение, разрешающее прием помощи от иностранных государств для тушения природных пожаров.

5 августа. Состоялась рабочая встреча с председателем Правительства по материально-техническому переоснащению органов пожарной безопасности и мерам, по решению социальных проблем пострадавших от пожаров.

Начиная с 6 августа, по данным МЧС, в стране ежесуточно тушили пожаров больше, чем их возникало. В общей сложности было
ликвидировано почти 8 тыс. очагов на общей площади более 400 тыс. га.

10 августа. Председатель Правительства РФ принял участие в тушении двух лесных пожаров в Рязанской области, сбросив на них 24
тонны воды с самолета МЧС Бе-200, и посетил пострадавший от лесного пожара поселок Криуша.

12 августа. Был издан приказ по Рослехозу №314 с запретом контактов со СМИ (в том числе по лесным пожарам) без предварительного
согласования.

12 августа. Указ Президента РФ N 1007 «О дополнительных мерах по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации, связанной с
обеспечением пожарной безопасности» с возложением персональной ответственности за ликвидацию и предупреждение пожаров на высших
должностных лиц Республики Мордовии, Московской, Нижегородской и Рязанской областей.

20 августа. Издано распоряжение Правительства РФ № 1400-р о финансовой помощи бюджетам регионов, пострадавших от лесных пожаров
(Республике Мордовия, Белгородской, Владимирской, Ивановской, Кировской, Курской, Липецкой, Московской, Пензенской, Рязанской,
Свердловской, Тульской и Ульяновской областям).

20 августа. На заседании Президиума Правительства В. Путин объявил об отставке руководителя Рослесхоза А. Савинова. Ранее в
ответ на заявление А. Савинова о пожарах, что «все находится под контролем», Путин сказал: «Такой контроль никого не устраивает».

24 августа. Приказом по МПР создана рабочая группа Минприроды по экологическому мониторингу обводнения торфяников Подмосковья.

27 августа. Президент поручил Правительству провести инвентаризацию лесного законодательства.

4 сентября. Президент РФ поручил Генеральному прокурору выяснить причины неготовности властей ряда субъектов Федерации к вновь
возникшим пожарам.

7 сентября. Государственная Дума на первом осеннем пленарном заседании рассмотрела итоги лесных пожаров лета 2010 г. и приняла
постановление "О ситуации, связанной с аномальными природными явлениями лета 2010 года". В докладе на пленарном заседании
Государственной Думы С. Шойгу сообщил, что удалось отстоять от огня более 4,6 тыс. населенных пунктов с населением более 500 тыс. человек, федеральные ядерные центры в Сарове и Снежинске, Нововоронежскую АЭС, а также объекты энергетики, транспорта, социальные учреждения (это противоречит тому, что 17 августа в записке в Правительство МЧС говорило об успешной защите от огня 280 населенных пунктов (Шойгу). На этом же заседании сообщалось (Пономарев), что в стране 32 тыс. поселков с 37
млн. жителей не имеют пожарных расчетов.

Из имеющейся информации ясно, что региональные власти до начала июля (федеральные - до последней декады июля) не смогли или не
сумели адекватно реагировать на имеющуюся информацию о катастрофическом развитии пожаров.

Минздравсоцразвитие и региональные органы власти оказалось неготовым к оказанию дополнительной помощи населению при пожарной
катастрофе. В задымленных городах в больницах из-за отсутствия кондиционеров прекращались плановые операции, в торговой сети в
регионах задымления практически полностью исчезли маски, кислородные подушки, кислородные баллоны, некоторые жизненно важные
медицинские препараты. Повсеместно наблюдался спекулятивный рост цен на вентиляторы и кондиционеры: они продавались зачастую в 10-20
раз дороже, чем до начала пожаров.

Состояние информации

Доступная официальная информация о природных пожарах 2010 г., их площадях и нанесенном ущербе была явно противоречива. Официальная статистическая информация (равно как и информация, на основании которой принимаются решения) до сих пор продолжает основываться на данных наземных наблюдений. По-видимому, существующая системы охраны и защиты лесов неспособна к сбору адекватной и оперативной информации о масштабах пожаров, поскольку собираемые наземными службами данные, положенные в основу статистической информации о горимости лесов, оказываются заниженными.

Даже существующая информация из регионов собирается нерегулярно, обобщенные данные не достаточно точно отражают и площади, и динамику ситуации. Существует устойчивое многократное расхождение между официальными данными о площадях пожаров и данными, полученными в результате космического мониторинга. Отличие этих данных в последние годы достигает 10 раз (в США это различие не
превышает 10%, в Канаде - 20%).

С 1996-2000 по 2005-2009 гг., по данным дистанционного мониторинга, площади пожаров на покрытых
лесом землях выросли с 3 700 до 10 600 тыс. га в год, т.е. почти в 3 раза (что выше, чем рост по данным наземных наблюдений).

В 2010 г. продолжалась практика занижение числа пожаров многими субъектами Федерации. В 2008 г. Рослесхоз сообщал «Дистанционный
мониторинг лесных пожаров Рослесхоза показал, что девять субъектов Российской Федерации (Калужская, Тверская, Омская, Иркутская,
Тюменская, Амурская области, Приморский и Забайкальский края, Республика Бурятия) искажают реальную картину. На начало мая в
Приморском крае официальные данные почти в два раза расходятся с результатами аэрокосмического мониторинга: 215 заявленных
возгораний против 382 пожаров, зафиксированных спутником. Площадь, пройденную огнем, регион обозначил в 34 тысячи га, тогда как
реальная цифра составила 70 тысяч га». По данным Рослесхоза, в 2009 г. в Омской области отличие реальной
информации от данных, представленных региональной администрацией в статистическую службу, составляло более 12 раз.

На основании статистики лесных пожаров за 2006-2007 гг., вывод о растущей опасности массовых пожаров опубликовали в 2008 г.
сотрудники Института прикладной математики им. Келдыша РАН: «После ввода в действие нового Лесного кодекса и фактической ликвидации
лесничеств и "Авиалесоохраны" как единой структуры, любой достаточно засушливый год может стать катастрофическим. Необходимо
признать, что подразделения МЧС, по всей видимости, не готовы к тушению лесных пожаров в большом объеме, так как не обладают ни
соответствующей техникой, ни средствами мониторинга, ни знаниями».

Ситуация с лесными пожарами в Европейской России в 2010 г. начала развиваться по катастрофическому сценарию еще в апреле-мае, но
органы государственной власти республики Мордовия, Московской, Ивановской, Владимирской, Нижегородской, Рязанской областей скрывали
и искажали данные о реальном положении дел. Так, массовые возгорания начались в Мордовии в мае-июне, но только когда в июле огонь
подступил к Дубровлагу (Зубово-Полянский район) и Федеральному ядерному центру в Сарове, власти признали наличие проблемы.

С самого начала пожарного сезона МЧС представляло недостоверную информацию о ситуации с пожарами на природных территориях (что стало одной из причин слишком позднего принятия мер по их тушению), поскольку источников информации о ситуации с лесными пожарами на землях многих категорий просто не существует. Официальная информация МЧС часто не соответствовала реальной. Заявления МЧС и ряда глав регионов о полной готовности к пожарам весной 2010 г., а также неоднократные «победные» заявления вводили в заблуждение и
население, и руководство страны. Роспотребнадзор и МЧС делали не соответствующие действительности заявления об отсутствии пожаров на
загрязненных радионуклидами территориях.

Более того, после «окрика» руководства МЧС был закрыт сайт Рослесозащиты - один из немногих официальных сайтов, который
показывал относительно объективную и актуальную информацию о масштабах и угрозах. В начале августа, еще до закрытия сайта
Рослесозащиты, организованным атакам «хакеров» подверглись два независимых сайта, которые давали реальную информацию о масштабах
трагедии: 5 августа сайт <Виртуальная Выкса> (www.wyksa.ru), координатора общественной борьбы с лесными пожарами в Выксунском районе Нижегородской области (самый пострадавший от огня в июле 2010 г. муниципалитет), 9 августа - сайт Лесного форума Гринпис
(www.forestforum.ru).

Минздравсоцразвития и региональные органы власти не давали своевременную информацию о влиянии задымления на здоровье и о
действенных защитных мерах. Обращает внимание, что подробную информацию о медицинских последствиях и мерах защиты от задымления
распространило не Минздравсоцзащиты, а Европейское бюро Всемирной организации здравоохранения из Брюсселя (ВОЗ, 2010). В Москве, по
некоторым данным, Департаментом здравоохранения правительства города распространялась рекомендация медицинским учреждениям не
общаться со СМИ.

Рослесхоз в 2010 г. усилил информационную закрытость: был ликвидирован сайт Мослесхоза и ряда других территориальных органов;
ликвидирована «горячая линия» Рослехоза; в разгар пожарной катастрофы было прекращено размещение на сайте Рослесхоза оперативной
информации о лесных пожарах и закрыт доступ к старой информации. За «несанкционированное» общение с журналистами 20 августа 2010 г.
был уволен зам. начальника управления охраны и защиты лесов В. Костин.
 Экономический ущерб

Материальный ущерб от пожаров (затраты на борьбу и помощь погорельцам) МЧС оценивала к 19 августа в 12 млрд. руб. Это не
включает оценку ущерба движимому и недвижимому имуществу, погибшему в огне. По данным МЧС, выведено из строя свыше 2700 пожарных
автомобилей, более 250 км рукавных ходов и линий были повреждены огнем и не подлежат восстановлению. По данным Минрегиона, на 25
августа объем материальной помощи пострадавшим составляет 7,7 млрд. руб. По сообщениям газеты «Коммерсантъ», на 21 августа общие
государственные расходы на тушение пожаров составили 19 млрд. руб. Нет обобщенных данных по закупкам противопожарного оборудования и техники федеральными ведомствами и регионами (только МЧС
закупило противопожарного оборудования на несколько миллиардов рублей). Нужны специальные инвентаризационные и проектные работы, чтобы определить величину ущерба, вызванного полной и неполной гибелью древостоев разного возраста, разного состава и продуктивности, а также оценить предстоящие расходы на проведение работ по
возобновлению леса на гарях и на последующий уход за молодыми лесами. По оценкам Центра охраны дикой природы, если исходить из средних стоимостей погибшей древесины и необходимых лесовосстановительных
работ (около 750 тыс. руб. на га.), то общий экономический ущерб от лесных пожаров к 13 августа мог достигнуть 10 трлн. руб. (375
млрд. долларов). Расходы по уходу за лесными культурами в первые 5-10 лет составляют не менее 20 тыс. руб на га (конкретная сумма
этих расходов будет зависеть от решений, на какой площади будут восстанавливаться насаждения за счет посадки леса).
    Ущерб, нанесенных популяциям растений и животных, занесенных в федеральную и региональные Красные книги, а также популяциям
хозяйственно ценных животных и растений еще только предстоит определить. По экспертным оценкам, такой ущерб исчисляется десятками
миллионов рублей. Так, например, в Нижегородской области погибло более половины журавлей, гнездившихся на торфяниках, пострадавших
во время пожаров. Ущерб охотничьему хозяйству мог составить, по оценкам экспертов, десятки миллионов рублей.    Нет данных о расходы на восстановление утраченных и пришедших в негодность техники и имущества (только по МЧС этот ущерб
составят около 3 млрд. рублей; Шойгу, 2010б). Стоимость сгоревшего военного имущества на базе ВМФ в поселке Щурово в Коломенском
районе Московской области (13 хранилищ с авиационным имуществом различного назначения, техника на 17 открытых площадках) по одним
данным составила 6 млрд. руб., по другим - до 200 млрд. руб..

 Экологический ущерб

При лесо-торфяных пожарах 2010 г. в атмосферу поступило огромное количество взвешенных частиц (<черный углерод> , "парниковые" и химически активные газы (окись углерода, оксиды азота, диоксид серы), органические соединения (аммиак, формальдегид, фенолы,
бенз(а)пирен, альдегиды, диоксины) и другие соединения. По данным со спутников НАСА «Терра» и «Аква», мощные потоки горячего воздуха
и дым от крупного лесного пожара на границе Рязанской и Нижегородской областей (в 10 км восточней Елатьмы), поднимался до высоты 12
км и попал в стратосферу вызвав образование облака-пирокумулюса (что обычно происходит только при извержении вулканов).
    По данным Национального космического агентства США (NASA),
еще 24 июля концентрация угарного газа (один из парниковых газов, влияющих на климат Земли) в результате пожаров в Центральной
России на высоте 5,5 км была несущественной. 27 июля его концентрация в районе Москвы превысила 120 частей на млрд., к 10 августа
концентрация угарного газа от пожаров в Центральной России и Сибири превысила 160 частей на млрд. и образовала единую полосу от
Москвы до Пекина, а ее южная граница проходила в Иране и Афганистане. Облако дыма от лесных и торфяных пожаров накрыло всю
Центральную европейскую часть РФ. Особенно сильному задымлению подверглись Нижний Новгород, Рязань, Саратов, Тамбов, Тверь,
Владимир, Чебоксары, Новочебоксарск, Москва и города восточного Подмосковья.

Трудно определить стоимость основных экосистемных услуг, которые предоставляли сгоревшие леса (поглощение двуокиси углерода,
выделение кислорода, защита почв и водоемов и др.). В результате пожаров ухудшится санитарное состояние выживших древостоев,
увеличится глубина промерзания почвы (в связи с ликвидацией лесной подстилки), усилится поверхностный сток и водная эрозия на
больших территориях, повысится вероятность наводнений при выпадении обильных осадков и быстром снеготаянии.

В результате лесных и торфяных пожаров в РФ в 2010 г., по оценке гео-биоцентра Мюнхенского университета (Германия), в атмосферу
планеты было выброшено от 30 до 100 млн. тонн двуокиси углерода. Эмиссия СО2 от лесных пожаров будет наблюдаться и в последующие
годы за счет разложения биомассы, которая повреждена огнем, но не сгорела). По экспертным оценкам, общий выброс углекислоты от
пожаров 2010 г. может составить 400 млн. тонн (эквивалентно 18% годовых антропогенных выбросов парниковых газов в России).

Пожары 2010 г. внесут вклад в потепление Арктики: часть «черного углерода», попавшей в атмосферу в результате этих пожаров,
отложится на снегу и льдах Арктики, чем вызовет их более интенсивное таяние.

Ущерб здоровью населения

Интенсивное задымление (иногда видимость не превышала 30-50 м) затронуло все регионы ЦАО. Многие вещества, находящиеся в дыме от
торфо-лесных пожаров, наносят ущерб здоровью населения.
По данным Минздравсоцразвития в июле 2010 г. число смертей по России в годовом исчислении выросло на 8,6% (в январе-июне смертность
сокращалась). В некоторых из охваченных пожарами и/или задымлениями регионах смертность в июле 2010 г. (по сравнению с июлем 2009
г.) выросла более значительно: больше всего в Москве - на 50,7%;

По данным Департамента здравоохранения Правительства Москвы, на 9 августа 2010 г. дополнительная ежедневная смертность от
аномально-высокой температуры и задымления в Москве достигала 320-340 человек. Вызовы «скорой помощи» и число обращений к врачам
увеличились на 20%. Общее число госпитализаций увеличилось на 10%, госпитализаций детей - на 17%. Основные поводы обращений -
сердечнососудистые патологии, бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, проблемы с лёгкими. В больницах были запрещены
плановые хирургические операции.

Экстраполируя выше приведенные данные смертности по Москве на все пострадавшие территории Европейской части, можно предположить,
что дополнительная смертность от сочетания аномально высокой температуры с задымлением в июле-августе могла составить 45-60 тыс.
человек



Разместить рекламу и объявление в газетах Челябинскa

Комментарии

Оставить комментарий
CAPTCHA