Дмитрий Миронов: Нам очень важно, чтобы граждане оставляли как можно больше сообщений
- Дмитрий, как давно существует ваш проект, как он появился?
- Несколько лет назад было принято решение, что «фронту» нужен мониторинг экологии и защиты леса. Поступало много обращений граждан: проблемы связаны с лесами, черными лесорубами. Примерно год назад к нам стали поступать первые обращения, связанные со свалками. Я считаю, что должна быть создана общедоступная интерактивная платформа, в которой любой желающий мог бы обозначить проблему. Так появилась «Интерактивная карта свалок».
- Можно ли считать ваш проект одной из предвыборных программ президента Владимира Путина?
- В стране проходит реформа обращения с отходами. И начальный этап этого процесса – нормативно-правовые акты. От этого будет зависеть, как тот или иной регион реализует данную реформу, как будут жить наши дети через 10-15 лет. По материалам СМИ мы видим, что эти новости набирают довольно большое число просмотров. Так как мы единственная общественная организация, лидером которой является президент, наше направление – одно из пяти основных. И мы наши региональные отделения затачиваем под основные направления: свалки, убитые дороги, благоустройство и социальная сфера.
- Пока сравнительно немного желтых маркеров на территории Челябинской области. Но проект вызвал критические отзывы: мол, мы скажем вам, где мусор, а вы будете только бумаги отправлять, пиарясь за наш счет. Можете что-то на это ответить?
- Всегда есть определенный процент людей, не особо деятельных, но любящих все комментировать. Людей, которые готовы сфотографировать свалку и выложить фотографии, мало, а еще меньше тех, кто готов помочь убрать мусор. Можно рассуждать, что это полномочия конкретных структур, тем не менее, мы ответственны за то, что творится вокруг нашего дома.
- Как вы видите развитие проекта?
- Нам очень важно, чтобы граждане оставляли как можно больше геоточек, которые их беспокоят. И первый этап – три месяца – мы ожидали, что будет меньше обращений. Мы не ожидали, что практически все регионы и губернаторы предоставят ответственное лицо, которое отчитывается за реализацию этого проекта. Хотим, чтобы на интерактивной карте появлялось как можно больше желтых и зеленых точек.
- Мы слышали заявление Сергея Иванова (спецпредставитель президента РФ по вопросам экологии и транспорта, - прим. авт.) о проектах мусоросжигательных заводов, о том, что куплена лицензия Hitachi. Вы могли бы рассказать какие-то подробности об этом проекте?
- Один такой завод стоит несколько сот миллионов рублей. Строительство таких предприятий – это, несомненно, лучше, чем сгребать мусор в яму. Но это решение не возымеет положительного эффекта, если до этапа ввоза мусора не будет раздельного сбора отходов. А если этого не будет, то мы только набьем карманы владельцев этих заводов. Пока что предполагается строительство трех предприятий в Московской области и одного в Казани, это предварительное решение. Но я так понимаю, Ростехнологии никогда не пойдут на строительство, пока не будут готовы нормативно-правовые акты, регулирующие тот самый «Зеленый тариф» (механизм, предназначенный для привлечения инвестиций в технологии возобновляемых источников энергии, - прим. авт.). Энергия, которую они произведут, должны брать сети, но пока они не конкуренты: электроэнергия, генерируемая традиционными источникам, получается дешевле, чем вырабатываемая мусоросжигательными заводами. И если все комплектующие – фильтры и прочие – не будут производиться в России, то в случае очередных санкций эти предприятия просто встанут.
- Принцип раздельного сбора мусора применяется и в Челябинской области...
- Много где это используется. Предпринимательское сообщество уже поняло, что это выгодно.
- Насколько просто или сложно организовать раздельный сбор мусора? Некоторые скептики полагают, что привить такую культуру даже сложнее, чем построить мусоросжигательный завод.
- Если бы у меня на глазах это происходило, я бы в это не верил. Но я вижу, как предприниматели без помощи властей ставят места сбора отходов, а граждане сами несут туда мусор. А если у граждан будет определенный мотив: получить штраф за неразделенный мусор, или наоборот, получить дотацию, тогда граждане системно начнут разделять мусор. Эта культура уже есть в Европе, это бизнес, в котором есть конкуренция. Другого пути нет. Единственный противник данного направления – жадность региональных бизнесовых групп, которые заинтересованы, чтобы как можно быстрее построить полигоны на своей земле. Потому что с каждой машины мусора они получают 6-8 тысяч рублей. Но захоронения отходов должны стать табу.
- А как у вас складываются отношения с региональными властями?
- У «фронта» – сложно. Потому что мы постоянно критикуем, схемы вскрываем. Но на эконаправлении все время встречаем поддержку. Были, правда, случаи, когда по нашим заявлениям на чиновников заводили уголовные дела, снимали с должностей.
- Как вы оцениваете ситуацию в Уральском федеральном округе и в Челябинской области?
- Урал – это плохой воздух, из-за того, что роза ветров формируется определенным образом. Это развивающиеся городские территории, которые захватывают природные территории. В результате люди начинают больше болеть. Активность уральцев в проекте пока не самая высокая.
- Вы намерены посетить Челябинскую область?
- Да, хочу, ведь сейчас год Экологии. Думаю, что мы организуем такую поездку.