Поиск

А смог и ныне здесь

27.06.2013 11:21
Автор: Алена Алексеева
Ряд собственников промышленных гигантов заботится об экологии лишь на словах?
А смог и ныне здесь*

Ряд собственников промышленных гигантов заботится об экологии лишь на словах?

Жара и безветрие стали для челябинцев настоящим испытанием. И не только из-за палящего солнца. В такие дни особенно ощущаются все прелести жизни в промышленном центре: воздух напоен выбросами предприятий, горизонт затянут отнюдь не поэтической дымкой. И вот в ночь на четверг Челябинск накрыл очередной промышленный выброс…

О сложном химическом составе атмосферного воздуха в Челябинске говорилось уже сотни раз. Тут и формальдегид, и марганец, и хром, и бензопирен. Отсюда и целый букет хворей у горожан — от кашля и тошноты до астмы и злокачественных опухолей. И хотя, по свидетельству экологов, дней с неблагоприятными метеоусловиями в нынешнем календаре не так уж много, каждый из них добавляет горожанам головной боли, причем в буквальном смысле.

По идее, в такие периоды предприятия-загрязнители должны максимально снижать выбросы вредных веществ в атмосферу, вплоть до приостановки особо опасных в экологическом плане цехов. Такие мероприятия вроде бы выполняются. По крайней мере, отчеты о них областное управление Росприроднадзора получает исправно. Но далеко не на всякий комбинат сотрудники регионального надзорного ведомства имеют право прийти с проверкой: инспектировать крупные предприятия дозволяется лишь федеральным органам. Всем остальным сюда вход воспрещен, так что приходится верить на слово. А это довольно сложно: мешают жалобы горожан.

Один из самых мощных загрязнителей атмосферы, — предприятие, одним из владельцев которого является предприниматель Александр Аристов, - Челябинский электрометаллургический комбинат. В зону его влияния попадают несколько районов мегаполиса. Между тем, как отмечают экологи, ферросплавное производство — это источник специфических, крайне канцерогенных соединений, которые относят к первому и второму классу опасности. По данным информационного агентства «Росбалт», в целом валовой выброс загрязняющих веществ в атмосферу Челябинским электрометаллургическим комбинатом составляет около трех тысяч тонн ежегодно.

«Нахождение подобного производства в городской черте — нонсенс, такого нет даже в самых слаборазвитых странах третьего мира. Однако у руководства предприятия на это свои аргументы: производство, безусловно, вредное, но это искупается созданием тысячи рабочих мест, социальной ответственностью и высокими налоговыми отчислениями», - пишет агентство.

Увы, вопрос о социальной ответственности ряда предприятий как раз весьма спорный, убежден руководитель регионального общественного фонда «За природу» Андрей Талевлин. По крайней мере, в части охраны окружающей среды. Широко рекламируемые экологические проекты, реализуемые промышленными гигантами, гораздо более эффектны на бумаге, чем эффективны на деле. Тот же ЧЭМК с некоторых пор практикует использование в очистных сооружениях мембраны, которые, по словам штатных экологов предприятия, позволяют снизить выбросы в атмосферу до пяти мг, «что значительно ниже, чем требуют нормативы не только у нас, но и в Европе». Планируется, что установки, оснащенные данным новшеством, будут улавливать 30 тонн пыли в сутки. Специалисты, правда, уточнили, что «это будет не просто пыль, а высокотехнологичный продукт, который потом будет использоваться в строительстве».

«Да, собственники и менеджмент вкладывают деньги в природоохранные мероприятия, - прокомментировал эту информацию Андрей Талевлин в своем интервью 31-му каналу. - Но мы видим, что они больше вкладывают ради извлечения прибыли, нежели для охраны природы. Извлечение пыли — это не очистка газов. Это извлечение пыли из тех выбросов, которые осуществляются. И эта пыль имеет коммерческую ценность. На мой взгляд, это больше коммерческий проект».

Это к вопросу о социальной ответственности. И с налоговыми отчислениями тоже нехорошо получается. Так, по некоторой информации, ЧЭМК на протяжении нескольких лет получает из бюджета в виде различных возмещений больше, чем сам платит в него налогов — при том, что является прибыльным. На сегодняшний день государство компенсировало ЧЭМК на три процента больше денег, чем получило от него в виде налогов.

Таким образом, последний довод в оправдание загрязнений окружающей среды отпадает как несостоятельный — если какие-то оправдания здесь возможны вообще. Между тем смог и ныне на своем месте, то есть над городом, а уровень заболеваемости онкологическими недугами медики оценивают как стабильный.

По мнению Андрея Талевлина, всему виной недостаток контроля над деятельностью предприятий. Только вот как его обеспечить? Ведь когда собственники крупного бизнеса облечены законодательной властью, говорит правозащитник, ограничение контроля над промышленными гигантами более чем объяснимо.