Высочайший визит

09.11.2017 17:04
Автор: gayaz-samigulov.livejournal.com
Приезд (или проезд) высокопоставленного лица, естественно, событие запоминающееся, хотя бы из-за статуса «гостей».
Высочайший визит*
А приезд первых лиц государства вовсе уж относится к событиям экcтраординарным, особенно веке в XVIII-XIX, когда в качестве средства передвижения выступала лошадь либо коляска, запряженная лошадьми, и добраться до дальних территорий огромной Российской империи было сложно.

0_219a30_566d74c1_orig.jpg

В 1824 г. через наши края пролег путь кортежа императора Александра I. В рассказах о таких визитах обычно все внимание сосредоточено на «высочайшей особе» и людях, с ней соприкасавшихся или вызвавших ее внимание. Это объяснимо, но все же есть и другая сторона «медали», а именно: как все это отражалось на жизни рядовых обывателей, с чем был связан для них приезд высоких гостей. Оборотная сторона таких событий менее торжественна, скорее обыденна, но обыденность и есть жизнь…
Итак, в 1824 г. император Российской империи отправился в путешествие по своей державе. Предваряя поездку, на места были направлены инструкции, что именно следует сделать к приезду царя. Через управляющего делами Министерства внутренних дел император оповестил власти на местах, что «Государю Императору неугодно никаких встреч, как со стороны начальников губерний, так и земских чиновников, коим также воспрещается и сопровождать Его Императорское Величество». Не желал Александр I излишней шумихи. Но это был один из тех случаев, когда монаршая воля решает далеко не все. Как это – не встречать? И сам царь был бы, наверное, обескуражен, если б его пожелание исполнили и по букве, и по духу. Въезжает он, скажем, в Златоустовский завод, а там его встречает лишь положенный караул местной горной роты и пара чиновников горного ведомства… Но все обошлось: царя встречали, как… царя.

Вернемся к подготовке к приезду монарха. На каждой почтовой станции необходимо было приготовить сменных лошадей. В других уездах эту задачу частично взяло на себя дворянское общество, а в Троицком и Челябинском «за неимением дворянства» все это легло на обывателей – горожан и крестьян. Хотя количество лошадей, которых надо было приготовить, оказалось не так и велико – всего 30 на каждой станции. На почтовых станциях и в обычное время должно было быть по 20-25 лошадей, другое дело, что это правило не соблюдалось – лошади простаивали бы без использования.
Царь оказался хорошим логистиком. Он разбил свой кортеж на три «отделения», которые следовали друг за другом с разрывом в 24 часа. В первом отделении ехали коляски камердинера, метрдотеля и канцелярии; во втором – собственно Александра I, его охраны, камердинера, начальника штаба и лейб-медика; в третьем – запасная коляска, коляски генерал-адъютанта и фельдъегеря, который платил за все прогоны, т.е. расплачивался за использование лошадей на почтовых станциях. Лошади предыдущего отделения за сутки успевали отдохнуть, и следующее отделение могло их использовать, что давало возможность не собирать на каждой станции огромного числа сменных лошадей (а лошадей собирали у местного населения). Ну и сам факт оплаты так называемых «прогонов» тоже довольно знаменателен.

0_219a32_3269b172_orig.jpg

Вид Челябинска в самом конце XVIII века. Увы, изображений города периода царского путешествия пока не найдено...

Еще для царя и его спутников надо было приготовить несколько домов, желательно расположенных по соседству. Если в Златоустовском заводе император остановился в доме управляющего Татаринова, то Челябинск, скажем, похвастаться наличием чиновника, живущего в небольшом дворце, не мог. Вот текст документа, который очень хорошо показывает, что организаторы путешествия Александра I все-таки представляли себе реалии провинциальной жизни.
«1-е. А в станциях, где государь изволит ночевать или обедать, заготовить ко времени приезда его:
a. Рыбы живой есть ли можно.
b. Откормить несколько телят.
c. Откормить побольше цыплят.
d. Припасти кореньев из земли.
e. Откормить гусей.
f. Откормить уток.
g. Откормить индеек.
l. Наловить тетеревов, молодых рябчиков.
i. Всякого рода дичины какую где можно достать.
s. Выкормить хорошего быка.
2-е. Квартиру, в коей Его Величество изволит кушать или ночевать, снабдить мебелью, либо своею, либо выпросив оную у помещиков. Хорошо бы было, а естли бы и зеркала нашлись. Полы, вымыв начисто, устлать коврами, а сена отнюдь не таскать в комнаты вообще. Попежчись более всего о том, чтобы всюду была необыкновенная чистота; около квартиры всю землю усыпать песком.
3-е. Внушить, чтобы народ был весел и одет чище.
4-е. Вороты всюду сделать шире и без перекладов (перекладин – Г.С.) сверху.
5-е. Веревок для постромок везде заготовить излишнее число, ибо иногда может быть потребуется и до 10-ти лошадей впрягать в каждый экипаж 2-го отделения».
Не известно, откормили ли челябинцы быка для Александра I и наловили ли рябчиков. Честно говоря, вообще не известно, ночевал ли император в Челябинске. В описании путешествия у Д.К. Тарасова, личного врача царя, Челябинск вообще не упоминается. Но известно, что была ночевка в Тюбуке. Вполне возможно, что Челябинск царь проехал, задержавшись лишь для посещения Христорождественского собора.
Но горожане готовились к приезду монарха. Колодники из острога, под конвоем казаков, выровняли торговую (она же Соборная) площадь, очистив ее от навоза. Заодно и улицы немного привели в порядок. Был починен мост через Миасс, поставлены новые перила и выкрашены «военною краскою». Побелили лазарет. Да, для смазки колес экипажей из кортежа Его Величества приготовили не какой-нибудь вонючий деготь, а топленое сало, которого для такого дела купили больше пуда. И если историю проезда императора через Челябинск мы пока совсем не представляем себе, то вот посещения им Златоуста и Миасса описаны довольно хорошо.

0_219a35_11b35d65_orig.jpg

Вид Златоустовского завода, вроде как 1810 год.

Вопрос об организации встречи царского поезда здесь решился просто. Как описывал личный врач Александра I, Д.К. Тарасов, при переезде из Саткинского завода в Златоустовский: «На спусках с гор и при въездах на вершины их были собраны сотни рабочих для сопровождения наших экипажей. Нельзя было без страха видеть обрывов и пропастей между горами, через которые мы должны были переправляться». Ну а по прибытии монарха в Златоустовский завод включилась машина народного ликования. Как писал местный чиновник, «восторг жителей Саткинского и Златоустовского заводов … превосходит всякое описание». Иностранные и русские мастера-оружейники подарили государю лучшие изделия, чем немало его порадовали. Осмотрев завод, оружейную фабрику, посетив дом одного из иностранных специалистов, царь остался всем доволен.

Погостив в Златоустовском заводе, император отправился в Миасс, на золотые прииски, точнее, на прииск Царево-Александровский (названный в честь него), где «изволил» поработать лопатой. Через полчаса он стал счастливым обладателем самородка весом в 8 фунтов с лишним. По описанию Тарасова, это произошло следующим образом: «Вдруг один из рабочих, близ государя стоявший, закричал: «Самородка!» Подняв ее из песка, подал государю. Его величество, взяв в руки от рабочего грубый кусок, обросший разными горными породами и испытав в руке тяжесть онаго, сказал: «Действительно, что-то тяжело, – неужели я один так счастлив?» Так император получил себе оригинальное пресс-папье (после очистки самородка от «наростов» царь использовал его именно в таком качестве в своем кабинете в Зимнем дворце). Думается, что это тоже можно отнести к хорошей подготовке местным начальством условий для плодотворной работы государя.
После посещения золотых приисков Александр I отправился через Челябинск, Тюбук, Сысерть в Екатеринбург. Там он встретился с Григорием Зотовым, управляющим Кыштымскими заводами, который произвел на него огромное впечатление. Но это уже другая история.