Поиск

Стратегия-2035 и инерция системы госуправления

12.02.2018 15:19
Автор: Андрей Минченко
Вчера принял участие в очередной встрече из графика совещаний по согласованию проекта Стратегии-2035 с отраслевыми министерствами - на площадке Минэкономразвития обсуждали с Минсельхозом раздел стратегии, посвященный агроэкспорту.
Стратегия-2035 и инерция системы госуправления*
не наше

На каждой из таких встреч, в целом, диалог конструктивный, хотя и получаем много обоснованных возражений. Аргументы отраслевых министерств рациональны, юридически точны и лаконичны. Возразить, порой, очень трудно. И можно было бы со всем согласиться, если бы не риск за красотой формы упустить суть стратегического управления.

Если разобраться, в пожеланиях большинства госорганов есть три характерные общие черты:
1) цели и задачи переформулируются для максимального соответствия уже сложившейся обыденной практике работы ведомств;
2) предлагаются “процессные” формулировки задач из серии “надлежащей реализации полномочий”, вместо целевых - достижения конкретных слагаемых необходимого результата;
3) вместо умеренно амбициозного целевого сценария с высокими темпами роста экономики, обосновывается необходимость поставить целью консервативный инерционный сценарий с минимальным ростом.

С одной стороны, это вполне можно понять. В системе госуправления нашей страны все чиновники предельно перегружены текущими функциями и документооборотом - я подробно рассказывал об этом в прошлых публикациях. Поэтому стремление встроить новые задачи в существующий распорядок с минимальными издержками - это нормальное управленческое решение. Как и желание избежать лишнего риска, выбрав инерционный сценарий развития.
Но с другой стороны, постановка задач по вариациям формулы “ходить на работу и хорошо работать” к качественно новым стратегически важным результатам привести не может.

Проиллюстрирую сказанное на упрощенном примере из тематики вчерашней встречи.
Развивать село и АПК очень важно - это всем очевидно. Эту благую цель в стратегии можно отразить по-разному, например в следующих двух вариантах:

1) “Устойчивое развитие сельскохозяйственных территорий” - комфортная среда для сельчан, школы, больницы, дороги, досуг, плюс всевозможные программы поддержки и льготы для сельхозпроизводства. Всем понятная, удобная, ёмкая, системная и красивая формула. Которая включает очевидные задачи для органов государственной власти, которые они уже выполняют сегодня, соразмерно получаемому финансированию.

2) “Развитие агроэкспорта” - странная и однобокая формулировка. Казалось бы, где здесь гармоничное развитие нашего села, и зачем нам стремиться накормить голодных граждан иностранных государств? К чему эти непонятные, новые и крайне трудоёмкие задачи с большим риском не достичь желаемого?

Первая формулировка хороша во всём и всегда, за исключением случаев крайнего дефицита ресурсов. Много ли ресурсов в бюджете сегодня? Ответ очевиден.
Предположим, что на развитие АПК выделен бюджет ...2 млн.руб. 
Много ли можно сделать на 2 млн.руб., согласно первой цели? 
Ну, можно построить в 20 селах 20 детских площадок - на большее и не хватит. Детские площадки - это хорошо, сельчане и их дети будут рады. Средства направлены на достижение заявленной цели - все отчитались, стратегия выполняется. 
Каков результат этих затрат для бюджета и для экономики региона? Минус 2 млн.руб. И всё. 
Но если, при этом, плановые цифры стратегии были рассчитаны по инерционному сценарию, обычная нормальная работа отрасли сама собой принесет “выполнение” всех укрупненных экономических показателей.

Второй вариант постановки цели рассматривает инерционный сценарий лишь в качестве отправной точки для дальнейшего роста - отрасль работает как и прежде, но для её развития нужно наладить новые каналы сбыта продукции на внешние рынки.
Если действовать согласно второму варианту, то на 2 млн.руб. в год можно нанять двух специалистов, которые вникнут в тонкости таможенного регулирования и зарубежной сертификации, и проведут за руку наших сельхозпроизводителей через все пограничные тернии. И в результате обеспечат им дополнительный сбыт, к примеру, на 200 млн.руб. 
Из выручки в бюджет будет уплачено, к примеру, 4 млн.руб., из которых 2 млн.руб. пойдет на зарплату специалистов на будущий год, а еще 2 млн.руб. - на строительство тех самых 20 детских площадок.

Понятна разница? Пример намеренно очень упрощенный, хотя и не столь далекий от сути, причем по всем отраслям Стратегии-2035.
Первая формулировка - это “размазывание каши по тарелке” с целью сделать вид, что все сыты и довольны.
Вторая формулировка - четкий приоритет, концентрирующий усилия и ресурсы на перспективной точке экономического роста. В нём есть неопределенность, есть риск, не всё задуманное может получиться. Но потенциал большой, шансы хорошие - агроэкспорт полтора года назад был заявлен федеральным приоритетом экономического развития, формируются специальные условия и программы поддержки, совершенствуются торговые соглашения с иностранными государствами. И нашему региону есть смысл вписаться в этот федеральный тренд.

Да, Стратегия-2035 ставит перед госорганами очень неудобные задачи. Но всё-таки, если мы действительно хотим чего-то достичь - министерствам придется перестраивать работу, выделять проектные команды в своих структурах, изыскивать резервы, оптимизировать функции и документооборот. Минэкономразвития уже может поделиться первым успешным опытом такого внутреннего реформирования - перехода на проектное управление. 
А с Минсельхозом диалог у нас состоялся, взаимопонимание по ключевым пунктам достигнуто, двигаемся дальше.

27858702_1543535905699735_3162432729638877903_n.jpg

27654760_1543536005699725_6529998214905052788_n.jpg