Поиск

О площади без площади

Вероятно, не только для меня одним из разочарований нынешнего лета в Челябинске стал парк аттракционов на площади Революции. Нет, сама идея организовать некий летний аналог традиционного зимнего городка на главной городской площади – блестящая. Но то, как она реализуется, боюсь, уже поставило перспективы этой прекрасной затеи под большой вопрос. Если это так, то очень и очень жаль. Ведь у Челябинска появился очень неплохой шанс решить, на мой взгляд, одну из главных многолетних проблем своей городской среды. Сформулировать ее можно забавным парадоксом: у Челябинска нет своей площади, даже если речь и идет о площади, причем о самой что ни на есть главной.
О площади без площади*
В самом деле, в центре Челябинска расположена внушительная по размерам территория, которая челябинцами используется всего несколько недель в году. Да и то преимущественно не в самую благоприятную для уличного времяпрепровождения пору – зимой. В середине, а в последние годы чаще в самом конце декабря по давней, еще советской традиции у подножья дедушки Ленина ставят главную городскую елку, а вокруг нее сооружают новогодний снежно-ледовый городок. Уже через месяц городок идет под снос, и в следующий раз площадь Революции оживает лишь в майские праздники, будучи задействованной сначала под демонстрацию, потом под военный парад. А после этого разве что в сентябре, когда здесь появится одна из главных точек празднования Дня города.

Все остальное время площадь стоит пустой. Ей Богу, если это рациональное использование городского пространства, то я что-то не понимаю в этой жизни. В соседнем Екатеринбурге центральная площадь, живущая, к слову сказать, почти точь-в-точь по тому же сценарию, в остальное время хотя бы разлинована под парковку. Впрочем, шут с ней, с утилитарной функциональностью. Куда больше должно заботить то, что внушительный по размерам кусок городской территории в самом центре города по факту существует в полном противоречии с прямым своим назначением – быть публичным городским пространством. По крайней мере, никто, пожалуй, не станет спорить с тем, что в контексте городской среды Челябинска площадь Революции раскрывает далеко не весь свой потенциал.

Повторюсь, замечательная своей благой целью попытка вдохнуть жизнь в эту асфальтовую пустошь, к сожалению, не учитывает главного. Городское пространство не станет публичным, если публика будет его игнорировать и даже избегать. А происходить это будет до тех пор, пока место не станет комфортным. И вот это уже повод для некоторого диагностического исследования, которое, я уверен, не проводилось. Следовательно, не выявлены и не учтены факторы, которые в совокупности сильно портят картину и дают неутешительный результат, который мы сейчас имеем.

Какие это факторы, если навскидку?Ну, во-первых, солнце. В самом деле кто-то всерьез рассчитывал, что людям будет комфортно находиться на асфальтированном пятачке, где нет ничего, что могло бы дать укрытие от палящих лучей? Во-вторых, фоновый шум. Доказано, что после определенного порога даже незначительное повышение децибельного коэффициента воспринимается как его удвоение, и что-то говорит о том, что этот порог на центральной площади Челябинска, зажатой между двумя оживленными перекрестками и протянувшейся вдоль главного проспекта, давно пройден. В-третьих, элементарное отсутствие уличной мебели, на которой люди могли бы просто задержаться, даже если бы вышеозначенные факторы роли не играли. Единственное, на чем можно посидеть, придя на площадь Революции, - это гранитные трибуны с южной стороны, частично находящиеся, кстати, в тени деревьев примыкающего к этому пространству сквера. Тень, как мы выяснили выше, - это хорошо, но сидеть попой на граните лицом к переполненному автотранспортом проспекту – удовольствие, мягко сказать, на любителя. И наконец, возможно, самое основное. Это собственно сценарий времяпрепровождения, которое предлагает это место горожанам. Пока это довольно скудный набор детских аттракционов под однообразие детских музыкальных хитов из репродуктора, старающегося перекричать шумную улицу. И все.

К этому набору недостатков, я уверен, каждый прибавит еще что-нибудь. Например, не вполне ясен вопрос безопасности. От проносящихся мимо автомобилей и, что бывает еще страшнее, джихад-такси тех, кто пришел в парк аттракционов, отделяет хлипкий заборчик, которым ограждают подходы к сцене во время массовых мероприятий. О том, чтобы оградить площадь основательными столбиками, хотя бы в том жутковатом варианте, в котором они появились в других частях города, разговоры не шли и не ведутся. Между тем это могло бы стать, так сказать, первой линией защиты. Второй линией, возможно, стал бы некий ряд щитов или шпалер, увитых хотя бы искусственной зеленью. Он стал бы серьезным шумовым экраном и добавил бы чувство защищенности. Поход организаторов в ту же «Кастораму», где представлено достаточно вариантов довольно приличной и в то же время недорогой уличной мебели, решил бы проблему с местами отдыха. Понятно, что одним из главных преимуществ такой мебели является ее мобильность, что открывает возможности для игры конфигурациями под самые разные сценарии. Если днем это расставленные соответствующим образом парковые скамейки, то вечером из них можно в два счета соорудить, к примеру, кинозал под открытым небом, чтобы уже взрослые до наступления часа тишины имели возможность быть на площади. Солнце, кстати, к тому времени уже не такое палящее, да и шум на улице постепенно стихает.

В общем, если вся эта затея действительно серьезная, нужно изучать лучшие практики. Сформулированная выше проблема (на площади нет площади) – бич очень многих городов, а не одного Челябинска. И даже скажу больше – за границей она стоит в рост сплошь и рядом, особенно в больших городах, к созданию которых приложили руку планироващики-постмодернисты. В нашем случае проблема усложняется тем, что площадь Революции в Челябинске – это не Таймс-Сквер в Нью-Йорке и не Красная площадь в Москве, хотя для "оживления" и этих точек, и без того не испытывающих недостатка в желающих тут оказаться, были предприняты некоторые действия. На челябинскую площадь туристы не ломятся, смотреть тут абсолютно не на что, и придется приложить усилия для того, чтобы это место стало людным и по-настоящему публичным хотя бы в контексте внутреннего употребления.
+