Поиск

Немалые проблемы малого бизнеса

К малому бизнесу сейчас отношение подчеркнуто уважительное. А как же иначе, коли с самых высоких трибун регулярно заявляется, что он призван если не спасти нашу экономику, то хотя бы дать ей мощный импульс за счет самозанятости энергичных людей, способных генерировать новые нестандартные идеи и воплощать их в жизнь.
Немалые проблемы малого бизнеса*
Ведь не случайно совсем недавно обозначены планы удвоения численности занятых в малом бизнесе к 2020 году, а в перспективе доведения её до 40 млн. чел. Доля же вклада малого бизнеса в ВВП должна достигнуть 30% (сейчас около 20).

Для этого государство старается создать все предпосылки и инструменты поддержки: в правительстве подготовлена стратегия развития предпринимательства до 2030 года, с 1 июля текущего года действует новая промышленная политика, формируются институты государственной поддержки, выделяются федеральные и региональные субсидии.

К примеру, в Челябинской области планируется появление специализированного инжирингового центра, ориентированного на бесплатную помощь начинающим предпринимателям для внедрения новых технологий и оборудования. Идет также речь о создании центра кластерного развития и структуры по продвижению экспорта наших малых предприятий. И это не считая мер прямой финансовой поддержки на этот год в сумме 460 миллионов рублей, выделенных федеральным центром, 38 млн. из областного бюджета и 26 – из бюджетов муниципальных.

Однако далеко не все разделяют оптимизм по поводу перспектив и потенциала малого бизнеса. В частности, немало шума наделало недавнее заявление главы одного из крупнейших банков России ВТБ А.Костина, который считает, что кредитовать малый бизнес бессмысленно: «Если сегодня малый и средний бизнес не востребован в стране, нет поля деятельности для них, то какой смысл их кредитовать? Будут невозвратные долги…». Интересно, что несколько ранее практически об этом говорил и глава Сбербанка Г.Греф: «В текущих законодательных и институциональных условиях развивать малый бизнес невозможно».

Банкиры – люди опытные и прагматичные, и по-видимому, какая-то истина в сказанном есть. Во всяком случае, статистика свидетельствует, что только за последний год численность занятых в малом бизнесе России снизилась на 197 тыс. чел, а обороты и продажи упали по сравнению с прошлогодними. Да и у нас в области в этом смысле хвалиться особо: если на 1 января 2014 года на Южном Урале насчитывалось 4597 малых предприятий, в которых работало 151,7 тыс. человек, то через год их число сократилось до 4185 (129,2 тыс. работников).

Что же стоит на пути динамичного развития малого предпринимательства?

По результатам опросов самих предпринимателей, главными проблемами для малого бизнеса в России являются ограниченный доступ к финансированию, плохой бизнес-климат, проблемы с кадровыми ресурсами и рынками сбыта.

Основная проблема – ограниченный доступ к финансам. Тут и чрезмерно высокие ставки по кредитам, и сложность получения займов на долгий срок, и невозможность взять кредит на развитие с отсрочкой. Как следствие, в первом полугодии этого года банки выдали кредиты малому и среднему бизнесу на 2,5 трлн руб., что на 36% меньше, чем за тот же период 2014 года. Уменьшилась на 12% и общая сумма кредитов, выданных малому бизнесу, тогда как крупный бизнес получил кредитов на 30% больше, чем в прошлом году.

Недовольны представители малого бизнеса и плохим бизнес-климатом. Им не нравятся чрезмерная бюрократия, низкая заинтересованность со стороны местных властей, а также частые проверки контролирующих органов, хотя на словах все готовы поддерживать и помогать предпринимателям «на местах».

Острой представляется также кадровая проблема, в первую очередь низкий уровень профессиональной подготовки выпускников ВУЗов, недостаток технических специалистов и квалифицированных рабочих. С другой стороны, у занятых в малом бизнесе зарплаты отстают от сложившегося среднего уровня по региону. Так, если на сегодня средняя заработная плата по Челябинской области составляет немногим более 29 тыс.руб, то в малом бизнесе она равна лишь 17,4 тыс.руб., а в некоторых его отраслях (сельское хозяйство, ЖКХ) и того меньше – по 10-12 тыс.руб.

Жалуются предприниматели также на высокие налоги и издержки, слабую доступность рынков сбыта, необходимость поиска поставщиков товаров и услуг, плохой доступ к технологиям производства и неразвитую общую инфраструктуру.

Обо всем этом говорили и участники недавнего челябинского форума «Малый и средний производственный бизнес - будущее экономики страны». И хотя вроде бы как властью, так и самим бизнес-сообществом в лице своих общественных объединений предпринимаются немалые усилия, ситуация меняется недопустимо медленно.

И дело здесь возможно в том, что все эти проблемы - не причины слабости самого малого бизнеса, а следствия других, более сложных процессов. Причина же, как считают некоторые эксперты, заключается в том, что малый бизнес у нас слабо интегрирован в общую экономическую структуру, варится в собственном соку и изолирован от бизнеса среднего и крупного. Это лишает его уверенности в завтрашнем дне, оставляет один на один с собственными проблемами, снижает финансовую устойчивость и общую эффективность.
Может, стоит присмотреться к опыту тех же японцев и китайцев, у которых вокруг любого крупного предприятия существует целая сеть подрядчиков-микропредприятий, отчаянно борющихся за счет качества и цены за право поставлять свою продукцию головной корпорации. Правда для этого нужна развитая промышленность, традиции которой мы постепенно теряем.