Поиск

Наблюдения за выборной кампанией

Вырисовываются ключевые тенденции кампании по выборам депутатов районных Советов г. Челябинска
Наблюдения за выборной кампанией *
1. Основная борьба, по сути, идёт внутри "Единой России".
Амбиции и потенциал (электоральный, финансовый, организационный) сильных кандидатов гораздо шире рамок маленького избирательного округа.
Практически каждый такой кандидат ведет свой пул соратников (кто-то больше, кто-то меньше) по смежным округам, чьи контролируемые голоса пригодятся в районном Совете. При этом понятно, что список кандидатов от «Единой России» нерезиновый и уместить в нем всех было нереально. Поэтому только часть представителей основных групп влияния, имеющих точки опоры во власти, получили официальную поддержку "медведей". Остальные пошли самовыдвиженцами. В результате в очень многих округах кандидат от "Единой России" обнаруживает сильного "независимого" соперника, на самом деле поддерживаемого другим единороссом.

2. Невысокое качество кампании муниципальных кандидатов-единороссов.
Видимо, уследить за пиар-изысками "группы товарищей" аж из 170 человек - задача тяжелая. И грамотных (да ещё и не халтурящих) политтехнологов на всех явно не хватает. Поэтому настораживающе велик процент откровенно слабых агитматериалов - листовок, газет, роликов и т.д. Кстати, на фоне местных единороссов вполне качественной выглядит работа областного штаба, ведущего губернаторскую кампанию Б.Дубровского. Понятно, что она проходит не в остром конкурентном режиме и весьма ненавязчива, но технологические решения вопросов не вызывают и преследуют, как я понимаю, две главные цели: не нарастить антирейтинг врио губернатора и повысить явку. Прогнозная динамика по явке за летние месяцы: 36-42-45.

3. Повышение интереса к выборам.
Уменьшение размеров округов и увеличение числа кандидатов в депутаты значительно приблизило выборную кампанию к населению, в том числе к политически апатичной его части. По сравнению с прошлыми выборными кампаниями стало явно больше людей опосредованно вовлечённых в выборные процессы - у одних выдвинулся знакомый, знакомый знакомого; у других - начальник, у третьих - сосед. Чаще кандидаты видны во дворах, в тесном общении с небольшими группами жителей. Скорее всего, именно поэтому на бытовом уровне наблюдаю рост интереса к конкретной кампании и желания придти на выборы. Если декларируемая властью установка на предельную честность этих выборов - без "волшебства" в процессе голосования и при подведении итогов - будет таки подтверждена и на практике, то потихоньку начнём возвращать и доверие к институту выборов. Хотя об этом, конечно, нужно говорить с большущей осторожностью и при этом сплёвывать через плечи, стучать по деревьям... :)