Маргарита Павлова приняла участие в II-ой Неделе медиации на Южном Урале

В Областном центре диагностики и консультирования состоялся круглый стол на тему «Применение процедуры медиации в системе образования (школьная медиация)».
Маргарита Павлова приняла участие в II-ой Неделе медиации на Южном Урале*
Сегодня уже, наверное, не осталось человека, который бы не слышал слова "медиатор", "медиация". И уже никому не надо объяснять, что такое медиация, и почему она так важна и нужна в нашем обществе. Это альтернативный способ разрешения споров, особым образом построенный переговорный процесс. К Уполномоченному по правам ребенка обращаются по поводу семейных конфликтов, и очень часто в ответ на рекомендации слышишь: "С ним невозможно договориться, с ним разговаривать бесполезно". Уровень конфликтности в обществе зашкаливает, и никто не учил нас умению договариваться. А этим навыкам надо учить со школьной скамьи, и не решать конфликты, загоняя ситуацию в тупик, привлекая для разрешения споров судебные инстанции. Особенно, когда речь идет о судьбах детей", - сказала Маргарита Павлова.

Цель проведения семинара-совещания - подготовка к проведению масштабной конференции по теме школьных служб примирения (школьной медиации). К участию в работе семинара приглашены медиаторы-практики, представители Министерства образования Челябинской области, представители Комитета по образованию Администрации г.Челябинска, представители правоохранительных органов, комиссии по делам несовершеннолетних, представители вузов, директора школ г. Челябинска, юристы и психологи.

image

Перед семинаром-совещанием был проведен тренинг, на котором были отработаны отдельные медиативные навыки, необходимые в ежедневной работе с участниками образовательного процесса, оказавшихся стороной конфликта. Тренинг был предназначен для школьных психологов, педагогов-психологов, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе. Ведущий тренинга - тренер-медиатор Горшенина Екатерина Вячеславовна.

В дискуссии приняла участие судья Калининского района Елена Гартвик, которая рассказала об опыте работы комнаты примирения: «За прошедшие два месяца было 18 обращений граждан о проведении процедуры медиации (споры по делам, касающимся брачно-семейных отношений, о нарушении трудовых прав, возмещение ущерба, взыскание долга), заключено 5 медиативных соглашений (трудовой спор - 1, решение имущественных вопросов с последующим примирением по уголовным делам). Уже сейчас отмечается рост обращений за примирением после возбуждения судопроизводства, причем не только по инициативе суда, поскольку сами стороны вполне осознают потенциал медиации, как института саморегулирования гражданского общества», - сказала Елена Гартвик.

Участники совещания обсудили аспекты восстановительного правосудия и статистику Калининского суда по уголовным делам в отношении несовершеннолетних и делам о лишении родительских прав. К сожалению, год от года число обращений граждан в суд по семейным спорам только увеличивается. 40% уголовных дел решаются за примирением сторон. А это говорит о том, что граждане нуждаются в процедурах медиации.

«Следует также отметить по результатам работы Комнаты примирения в Калининском суде, что медиация самым неожиданным образом заработала в уголовном судопроизводстве, в том числе по делам о преступлениях, совершенными несовершеннолетними», - акцентировала Елена Гартвик.

Педагогическое сообщество отметило, что медиацию надо активно продвигать в школах и обучать медиативным компетенциям педагогов, родителей и активистов комиссий по урегулированию споров, в этой целью предлагается организовать конкурс "Школьный медиатор".

Участники обсудили резолюцию семинара-совещания II Недели медиации «Применение процедуры медиации в системе образования (школьная медиация)»:

1. Поддержать предложение о проведении Областной конференции «Развитие школьных служб примирения и восстановительной медиации в Челябинской области», создать рабочую группу по разработке программы проведения Конференции;

2. Создать рабочую группу по разработке порядка проведения школьного конкурса «Школьный медиатор». В рамках проекта провести тренинги для школьных педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов, завучей по воспитательной работе по эффективному использованию медиативных технологий в разрешении конфликтов, а также тренинги для учащихся по обучению конструктивным способам разрешения школьных конфликтов.

3. Определить площадку для обучения медиативным технологиям участников образовательного процесса - педагогов-психологов, социальных педагогов, завучей по воспитательной работе, а также руководителей и специалистов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, в целях развития и курирования школьных служб примирения.

4. Взаимодействовать с Уполномоченным по правам ребенка по подготовке и распространению брошюр по правовому просвещению в сфере медиации.

image