Поиск

Лёд тронулся? Будем прирастать агломерациями?

Любопытно, но буквально в один день состоялось два интересных события.

Первое - сегодня  прошло первое собрание глав муниципалитетов будущей челябинской агломерации на котором присутствовали руководители Челябинска, Копейска, Красноармейского, Сосновского, Коркинского, Еткульского и Еманжелинского районов.
Лёд тронулся? Будем прирастать агломерациями?*
Дело, как я понимаю, наконец сдвинулось с мертвой точки - принято решение о создании ассоциации «Координационный Совет муниципальных образований Челябинской агломерации», утвержден устав.
Высшим органом управления будет общее собрание, а непосредственно заниматься работой - московское агентство по социально-экономическому развитию агломераций.

В ближайшее время начнется разработка основополагающих стратегических документов ассоциации, в соответствии с которыми и будет реализовываться проект.

Это, так сказать, сухие строчки протокола, а что за ними? А за ними множество вопросов по практической реализации.

К примеру, в состав высшего органа ассоциации (общего собрания) войдут по два представителя каждого муниципалитета - от депутатского корпуса и администрации.

Хорошо, но получается, что у Челябинска будет всего лишь два голоса? Понятно же, что бал в структуре будет править именно областной центр.

Или нет никаких сомнений в лоббистком ресурсе Челябинска и чиновничьей (партийной) дисциплине участников собрания? Может и так, но потенциальная бомба закладывается на самом начальном этапе.
Немаловажен и вопрос соотношения развития новой агломерации и прилегающих территорий. Не получится ли так, что как внутри агломерации, так и на близлежащих территориях только усилятся центростремительные тенденции, когда сначала в состав агломерации, а потом уже через неё и в Челябинск будут еще более интенсивно втягиваться как в "черную дыру" (то есть без возврата) все виды ресурсов, начиная с финансово-бюджетных и заканчивая человеческими?

Еще один момент - вокруг чего, собственно, будет консолидироваться агломерация? Какие социальные, экономические, инфраструктурные или другие проекты помогут её участникам создать эффективно действующий механизм взаимодействования и совместной хозяйственной деятельности, без которого не мыслим тот самый синергетический эффект? Ведь мало оформить все идеи только организационно и административно. И кто будет разработчиком и инвестором "якорных" инноваций?

Или вся надежда на финансирование проекта из федерального центра, как уже было заявлено ранее, а там "война план покажет"?

И насколько оправданным в итоге окажется участие московской фирмы, работники которой вряд ли смогут глубоко проникнуть в наши реалии и сформулировать точные задачи и пути их решения с учетом состояния области в целом?

В связи с этим о перспективах агломерации можно будет судить только после разработки её программных документов, где чётко будут сформулированы цели, задачи, средства и предполагаемые итоги проекта.

Я же лично весьма скептически отношусь как к самой идее, так и к возможности в данных конкретных условиях добиться существенного и позитивного результата.

На этом фоне второе событие, конечно, мене значимо и заметно, но тоже довольно любопытно.
Областной министр экономического развития Татьяна Кузнецова, присутствуя сегодня в Троицке на городской конференции малого и среднего бизнеса, озвучила планы создания в Троицке... чего бы вы думали? Именно агломерации! Еще одной.

Polstsc389.jpg

Выдав Троицку кучу комплиментов (огромный потенциал, конкурентные преимущества, традиции, богатая история), министр пообещала городу, который тихо угасает в последнее время "центр приграничного евразийского логистического коридора"! Ни много, ни мало!

"И мы понимаем, что Троицк должен на себя взять определенные обязанности - роль консолидатора. И есть серьезное понимание, что в будущем Троицк должен выступить ключевой силой в создании агломерации. Мы должны понимать, что нам нужно объединиться, в том числе с учетом миграции населения, не столько в Троицке, сколько в сельских территориях для того, чтобы другие территории и люди имели право на хорошую и качественную жизнь....".

Вот как, оказывается!
Однако в данном случае (если всё это воспринимать серьезно, а не как предвыборную пропаганду) вопросов возникает еще больше, чем с челябинской агломерацией.

К примеру, кто войдет в состав агломерации? Окружающие посёлки? Или кто-то ещё? Где взять средства на элементарные вещи как-то дороги, транспорт, устойчивую связь без которых немыслима никакая агломерация?

И можно ли вообще обо всём этом говорить, если сам Троицк тихо вымирает, из него уходит бизнес, идут сокращения в бюджетной сфере?

Вокруг чего (опять же) будет формироваться эта самая агломерация, что привлечёт в Троицк потенциальных инвесторов, работников, жителей, молодежь? Что мешает сейчас Троицку становится "центром коридора"?

И каковы вообще перспективы межгосударственной и приграничной "евразийской" торговли. Что мы продадим нашим партнерам, что приобретем у них сверх того, что сейчас покупаем?

Или просто назовём несколько районных центров и городов столицами агломераций, создадим "бумажные" организационные структуры и провозгласим себя краем агломераций, опередив всех в застолблении "темы"?

Впрочем, нам не привыкать к громким и непродуманным инициативам, что хорошо видно на примере пресловутой "реформы" МСУ, которой мы уже рассмешили и озадачили полстраны. Да так, что даже "овощные" депутаты Госдумы задумались...