Челябинск - город без заводов?

Один челябинский блогер, изо всех сил стараясь доказать, что строительство Томинского ГОКа необходимо, написал в октябре 2014 года примерно следующее: "Всем известно, что Владимир Брижанин, решив избираться на пост губернатора, выдвинул лозунг: " Челябинск - город без заводов". И получил на выборах пять процентов".
Челябинск - город без заводов?*
В дальнейшем блогер  повторил тоже самое на каком-то радио, после чего, вроде бы, успокоился.
Никто блогеру возражать не стал, и, увидев это, столь веский аргумент подхватили другие сторонники  уничтожения экологически чистого пригорода Челябинска  строительства Томинского ГОКа, приводя его в качестве основного довода во всех, правда очень редких, обсуждениях.
Не собираюсь здесь разбирать истинные истинные причины столь провального результата Брижанина.
Они просты и понятны любому, мало-мальски знакомому с политтехнологиями, но объяснениями, все-таки, пусть занимаются политтехнологи.
Мне же хочется показать, во что неумолимо превращаюся челябинские заводы.


Раз уж мы заговорили о Томинском районе,  то и экскурсию предлагаю начать с западной окраины Челябинска.
1. Бывший Автоматно-механический завод (АМЗ), являвшийся когда-то гордостью Челябинска, по ул. Ярославская, 1.
Один корпус уже превратился в офисный центр с одноименным названием.

1.jpg

Другие корпуса еще ждут своей очереди, зияя разбитыми окнами.

2.jpg

3.jpg

2. Чуть дальше, на своеобразной транспортной развязке, "кольце", когда-то располагалась "Мебельная фабрика". Теперь здесь находится и, без сомнения, радует глаз Торговый комплекс "Кольцо".

4.jpg

И только название остановки говорит о трудовом прошлом этого района.  Да и то как-то уже не убедительно....

5.jpg

Дальше, уже перебравшись в самый центр города, мы встретим:

3. Бывший завод "Калибр",

6.jpg

4. Бывший завод "Полет",

7.jpg

На территории которого разместились не только офисные корпуса, но и строятся высотные жилые здания.

8.jpg

5. Последовав по проспекту Ленина до пересечения с улицей Свободы, мы увидем совершенно шикарные офисные здания.

9.jpg

10.jpg

И уже мало кто помнит, что на этом месте когда-то располагалась прядильно-ткацкая фабрика.

Если от прядильно - ткацкой фабрики  офисных зданий Уралпромбанка и Новатека проехать по улице Российской и повернуть на мост через реку Миасс, то справа можно увидеть территорию  формально существующего, но уже давно не работающего завода.

6. Это- завод оргстекла.
Он терпеливо ждет своих арендаторов или новых хозяев.

11.jpg

7. Проехав чуть дальше, и на перекрестке повернув налево, в сторону Оперного театра, на пересечении улицы Труда и Кирова можно обнаружить табачную фабрику, тоже бывшую.

12.jpg

8. А если проехать до перекрестка улиц Цвиллинга и Карла Маркса, то во всей красе нам предстанет бывший часовой завод.

13.jpg

9. На Свердловском тракте, по дороге из центра в Металлургический район, мы непременно заметим Челябинский лакокрасочный завод, уже давно ничего не выпускающий, зато активно торгующий своими площадями.

14.jpg

и большей частью превратившийся в большую автомобильную деревню.

15.jpg

10. В Тракторозаводском районе, на улице Артиллерийской, очень удачно расположился Торгово-развлекательный комплекс "Горки".

16.jpg

Любимое место горожан, и, безусловно, наш общий гипермаркет.

17.jpg

И,пожалуйста, скажите мне, кто помнит, что на этом месте когда-то располагался завод "Строммашина", выпускавший, кстати, лебедки и тали для нефтяной и горно-добывающей промышленности ???

Северо-запад вообще не богат на заводы, но и здесь можно найти пару "бывших".
Например,
11. Ювелирная фабрика на Комсомольском проспекте.

18.jpg

Или
12. Челябинский электромеханический завод.

19.jpg

Стоит так же заметить, что:
- полностью вывезено оборудование с Челябинского завода транспортных трансмиссий и его цеха уже давно стоят пустыми.
- летом прошлого года было принято решение о переносе химического производства завода "Сигнал", расположенного в Ленинском районе по адресу Новороссийская, 1  на площадку копейского завода "Пластмасс".
- был обанкрочен и распродан на мелкие производства Завод Серго Орджоникидзе. Вполне возможно, что после запуска по-соседству гигантского торгового комплекса территория завода по-просту превратится в огромную перевалочную базу ("транспортно-логистический комплекс", как теперь принято называть).
- с завидной регулярностью затевается обсуждение переноса завода им. Колющенко куда- нибудь "на периферию" и размещения на его территории офисного комплекса.
- что-то непонятное творится с Челябинским тракторным заводом, хотя областная и городская власти постоянно изъявляют желание его реанимировать.

Таким образом, хотим мы этого или нет, но Челябинск постепенно становится городом без заводов.
Они все дальше и дальше отступают на окраины, уступая место красивым и современным офисным и торговым комплексам.
Сами челябинцы "ногами" голосуют за такое развитие города, посещая многочисленные торговые и развлекательные комплексы, созданные на территории бывших производств, проводя в них значительную часть своего времени и унося или увозя из посещаемых магазинов разнообразные, зачастую совсем не дешевые товары.
Получается, Брижанин был все-таки прав.
Другое дело, что предложенная им программа не тянет на программу областного уровня.
Это, скорее, программа кандидата в градоначальники, в мэры.
Я думаю, что если бы господин Брижанин "пошел" на выборы главы города,  с цифрами и фактами изложил свою программу депутатам городской думы, смог объяснить, куда и как переносить находящиеся в центре города, дымящие и загрязняющие атмосферу Челябинский цинковый завод и Челябинский электрометаллургический комбинат,

20.jpg

21.jpg

то, возможно, даже бы составил конкуренцию единственному, "безальтернативному" кандидату, и, получив  поддержку городской думы (как известно, прямые выборы мэра у нас отменены) возглавил Челябинск.
Это тем более вероятно, что прежняя администрация активно выступала против экологического ущерба, наносимого городу ЧЭМКа, а нынешние хозяева ЧЦЗ еще в далеком 2007 году планировали строительство нового, современного цинкового завода в Троицком районе, на границе с Казахстаном.

От себя добавлю, что если следовать железной логике упоминавшегося мною блогера, то в  Томинском ГОКе нет никакой нужды.
Челябинску не нужны заводы и фабрики, ни на западе, ни на северо-западе, ни в центре.
Город и горожане активно от них избавляются, отдавая предпочтение комфортным и современным офисным и торговым зданиям, экологически чистым производствам, благоустроенному жилью.
(Добавлю, что и РМК разместило свои офисы сначала на Ярославского,1, а позднее где-то на Российской, почему-то не захотев "селиться" на принадлежащем ей цинковом заводе).
Значит, и разговор надо вести не о рытье огромных котлованов, не о том, больше или меньше будут искуственные гигантские бассейны, заполняемые ядовитыми веществами, а о создании комфортных, газифицированных поселков, о строительстве соединяющих их асфальтированных дорог, о сохранении и приумножении лесного фонда, о развитии сельского хозяйства.
Надо думать о  технопарках, инновационных технологиях, потому, что разработка, добыча и даже плавка  - это все-таки прошлый век, а будущее за постиндустриальным,
высокотехнологическим обществом.
И, очень многое говорит о том, что мы в состоянии построить  именно такое общество.
Но это тема уже совсем другой беседы.