Поиск

ЧелГУ - "территория свободомыслия"? Открытое письмо ректору Д.А.Циринг

Уважаемая Диана Александровна!
Я, как и многие мои коллеги по Троицкому филиалу, с определенным оптимизмом воспринял недавнее избрание вас на должность ректора Челябинского государственного университета.
Мне казалось, что с вашим приходом у ЧелГУ появляется дополнительный шанс успешно развиваться, идти в ногу со временем, повышать свою конкурентоспособность и качество образования.
ЧелГУ - "территория свободомыслия"? Открытое письмо ректору Д.А.Циринг*
Хотелось также верить, что и наш филиал будет продолжать успешно работать и приносить пользу городу и области, готовя квалифицированные кадры, а мы как специалисты будем востребованы и дальше.

Однако, всё оказалось несколько иначе, потому что я, кандидат наук, педагог с 14-летним стажем, не имеющий дисциплинарных взысканий, автор 20 научных работ, участник международных и всероссийских научных конференций, отец двух несовершеннолетних детей, лишился своей любимой работы и единственного источника дохода...

Но впрочем, всё по порядку.

1 июля 2014 года подошел к концу срок моего трудового договора, согласно которого я занимал должность доцента кафедры экономики Троицкого филиала ЧелГУ, и я, как и другие мои коллеги у которых была сходная ситуация, получил соответствующее уведомление.
Однако, казалось, что особого повода для беспокойства нет: меня уверили, что новый договор со мной будет заключен, как это уже не раз было до этого, и предложили написать заявление о приеме на работу и на участие в конкурсе на замещение должности, предоставить все сопутствующие документы, что мной и было сделано в срок и в полном объеме.
Процедура эта, как вы знаете - довольно традиционная и стандартная в учебных заведениях в условиях, когда трудовые отношения оформляются на определенный срок.

Тем временем, до меня была доведена предварительная учебная нагрузка и я постепенно стал готовится к предстоящему учебному году, осваивая новые учебные дисциплины.

1.jpg

За неделю до начала нового учебного года я посетил филиал и еще раз получил подтверждение о продолжении сотрудничества. Мы также обсудили некоторые рабочие моменты с зав.кафедрой и я со спокойной душой продолжил подготовку к новому рабочему году.

Однако 28 августа я совершенно случайно узнал о том, что не включен в штат кафедры и работы для меня в филиале нет. Я тут же явился и попытался получить хоть какие-то объяснения от руководства, однако директора филиала Каягина А.Б. на рабочем месте не оказалось, а прочие присутствующие представители администрации (зам. директора Михайловская О.Ф., зав.кафедрой Нужнова С.В.) только ссылались на его распоряжение, якобы поступившее за день до этого, не давая более никаких разъяснений.
В таких условиях мне пришлось обратиться к вам, отправив в тот же день соответствующее письмо на адрес, указанный на сайте университета.

Встретиться же с директором филиала мне удалось только в понедельник, 1 сентября.
Андрей Борисович заявил, что никаких претензий в профессиональном и этическом смысле ко мне нет, сославшись лишь на то, что сокращена штатная численность филиала, однако не дал аргументированного ответа на мои вопросы, как-то:
- почему не проводился конкурс на замещение вакантных должностей, предусмотренный законодательством (Приказ Минобразования РФ от 26 ноября 2002 г. N 4114 "Об утверждении Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации") и являющийся основанием для оформления трудовых отношений межу ВУЗом и преподавателем?
- на каком основании продолжают трудиться мои коллеги, если до настоящего времени с ними не подписаны договоры в соответствии с действующим законодательством?
- почему при сокращении штатной численности и необходимости оптимизации основная часть моих ранее запланированных рабочих обязанностей передана новому сотруднику Бакаеву Г.Э., с которым вообще не оформлены трудовые отношения и который, хотя и является кандидатом наук, но имеет непрофильное базовое образование ("История и педагогика")?


2.jpg

- почему, если я уволен еще с 1 июля, мне до сих пор не выдана моя трудовая книжка и не произведен окончательный расчет (в частности, по дополнительному договору от 2 июня 2014 года)?

Итогом нашей встречи стало обещание разобраться в ситуации, проконсультировавшись со специалистами головного ВУЗа. За прошедшее время состоялась еще одна наша встреча (3 сентября), во время которой мы обменялись мнениями о сложившейся ситуации и мне было предложено еще подождать разрешения ситуации.

После этого я несколько раз звонил госп. Каягину, но так и не получил никакого четкого ответа, кроме "все решается в Челябинске".
Учитывая, что на сегодняшний день мною не получен ответ и на обращение к вам, считаю необходимым еще раз обратиться к вам  в такой форме и задать свои вопросы публично.

- Как вы оцениваете морально-этическую сторону произошедшего, когда человека систематически вводят в заблуждение, а потом отказывают в ранее обещанном, ставя в ситуацию, когда он не может ни вовремя заняться поиском работы, ни даже встать на учет в службе занятости, потеряв впустую столько времени, тем более что сейчас найти работу по специальности очень трудно с учетом начавшегося учебного года?
- Почему преподавателю со стажем, соответствующему всем формальным критериям (наличие ученой степени, опыт работы) вообще не находится места в штате, а его обязанности переданы человеку, который только сегодня приступил к их исполнению и приходится его заменять или вообще переносить (отменять) занятия?


3.jpg
4.jpg

- Почему я лишен совершенно законной возможности участвовать в прозрачном и честном конкурсе на замещение должности, которую занимал до этого 8 лет?
- Почему не были проведены все соответствующие процедуры, перечисленные в "Положении о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении РФ", в частности конкурсный отбор, который должен проводиться не позднее чем за 2 месяца до окончания срока трудового договора, не было заседаний кафедры по этим вопросам и соответствующего решения Ученого Совета?
- Почему в настоящий момент заключаются договоры с преподавателями, не прошедшими процедуру конкурсного отбора, тогда как именно это условие является обязательным для заключения трудового договора?
- Почему одним преподавателям предоставлена возможность работать в филиале по совместительству и более чем на одну ставку, а мне не предложена никакая другая альтернатива сохранить свою работу?


Я понимаю, что все эти вопросы "неудобные". И что моя инициатива отстоять свои права не прибавит мне ни нервов, ни здоровья. И что кто-то обвинит меня в нарушении корпоративной этики.
Тем не менее, я принял решение защищать свои гражданские права всеми доступными и законными методами, ибо считаю, что произошедшее является системной проблемой и никак не вписывается в рамки законности и справедливости, а молчать в таких ситуациях недостойно ни гражданина, ни ученого, ни преподавателя университета, который несет моральную ответственность за то, каким будет наше будущее.
В конце концов, мы по роду своих занятий призваны быть самостоятельно мыслящими, активными и независимыми людьми, свободно высказывающими свое мнение, о чем вы и сами говорили в своём интервью вскоре после вступления в должность: "Университет традиционно является территорией свободомыслия. Так исторически сложилось, наука развивается только в условиях свободы...".

Не могу не процитировать и еще одно ваше высказывание, напрямую (как мне кажется) относящееся к данной ситуации и касающееся микроклимата в ВУЗе и текучести профессорско-преподавательского состава: "На самом деле в большинстве случаев определяющими становятся условия трудовой деятельности, в том числе взаимоотношения внутри коллектива. У нас есть даже определенные исследования на этот счет, мы изучали проблему: что мотивирует эффективность профессиональной деятельности молодых преподавателей. И одним из мотивирующих факторов оказались взаимоотношения с непосредственными руководителями....".

Стоит ли говорить о том, что ситуации, когда болезненные (особенно в провинции) кадровые решения принимаются кулуарно, без обсуждения и учета мнения трудового коллектива, да еще и с нарушениями норм законодательства, отнюдь не способствуют формированию положительного образа учебного заведения, притоку и лояльности студентов и сотрудников, вполне обоснованно испытывающих неуверенность в завтрашнем дне и чувствующим свою социальную незащищенность?

Надеюсь на то, что по результатам данного обращения будет проведено служебное расследование и приняты адекватные решения и меры, а я смогу, наконец вернуться на своё рабочее место.
В свою очередь,оставляю за собой возможность защищать свои гражданские права всеми законными способами и методами.

С уважением, Алексей Андреев, кандидат экономических наук.
+