Поиск

В челябинском театре ставят балет «Мата Хари»

05.04.2024 13:10
Автор: Служба информации
Премьера спектакля об экстравагантной танцовщице и шпионке откроет XV Международный фестиваль балета «В честь Екатерины Максимовой».
  В челябинском театре ставят балет «Мата Хари»*
Фото: Андрей Голубев, пресс-служба Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени М. И. Глинки

Псевдоним Мата Хари, что в переводе с малайского языка означает «глаз солнца», избрала себе поданная Нидерландов Маргарета Гертруда Зелле. На острове Ява, куда женщина переехала из Амстердама вместе с супругом Рудольфом Маклеодом, она изучала местные традиции и танцы. Брак оказался несчастным, поэтому Мата Хари оставила супруга и сбежала в Париж – город своей мечты…

С этого периода жизни Маты Хари начнется спектакль челябинского театра. Хореографом выступила Надежда Калинина, которая ранее поставила на нашей сцене балеты «Ида. Любовь и страсть Иды Рубинштейн», «Кармина Бурана», «Сказки Гофмана».

«Такая яркая, экстравагантная, противоречивая личность, как Мата Хари, просто не могла не заинтересовать хореографа. Это была одна из величайших, известнейших женщин своего времени, начала XX века. Куртизанка, экзотическая танцовщица, авантюристка, шпионка. Что может быть лучше для хореографа-постановщика?» – признается Надежда Калинина.

В балете будут отражены все перипетии судьбы прославленной женщины. Жизнь на острове Ява, переезд в Париж, вербовка в шпионы, война, работа двойным агентом разведки и, конечно, любовь.

Большой творческой мечтой Маты Хари было исполнение танца Саломеи. Когда она узнала, что во французской столице готовится премьера одноименного спектакля на музыку Рихарда Штрауса, она написала композитору: «Я очень хотела бы создать „танец“. Прежде всего, я хотела бы танцевать в Париже, где я очень известна. Только я смогу точно интерпретировать настоящие мысли Саломеи». Но это письмо импресарио так и не передал Штраусу. В нашем же балете мечта Маты Хари воплотится.

Визуальное оформление предложил художник Сергей Новиков, ранее он работал над спектаклем «Сказки Гофмана». Сцена театра превратится в шикарный ресторан, который будет трансформироваться по ходу спектакля. Центральное место займет статуя Шивы – бога, олицетворяющего как созидательную, так и разрушительную силу. В переломный момент спектакля эта фигура обретет иной облик. Вспомогательными средством станут витражи и стекла, на которые будет транслироваться видеопроекция.

Одной из самых сложных задач для постановочной команды стал подбор музыкального материала.

«Романтическую историю Маты Хари и русского офицера поддержит гениальная и трогательная музыка Жюля Массне. Композитор кстати, был действительно влюблен в эту женщину, как и Пуччини, – объясняет Надежда. – Также прозвучит «Вакханалия» Сен-Санса, мне кажется, это произведение соответствует тому времени. За острые, жесткие темы у нас отвечает музыка Астора Пьяццоллы».

Постановочные репетиции с артистами челябинской труппы уже начались. И, как отмечает Надежда Калинина, не всегда они посвящены хореографическому материалу.

«Мне кажется, после балета «Сказки Гофмана» артистам уже ничего не страшно, они знают мою авторскую хореографию, чувствуют ее и понимают, – отмечает балетмейстер. –  Эта постановка интересна и необычна тем, что у нас проходят, как я их называю, «теоретические» репетиции, где мы с солистами занимаемся музыкальным, режиссерским, актерским разбором. Как мне кажется, эти задачи для артистов балета сложнее, нежели хореография».